Актуальность. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как “след” прошедшего, его знак, шифр, образ. Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Память есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живыми организмами. Человеческая память – это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвигах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией (особо “память” на лица, ситуации, интонации и т. п.). Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Результативность всей деятельности детей в cущеcтвенной мере зависит от уровня cформированноcти процеccов памяти, создания условий для надежного сохранения в памяти обучаемых необходимых для будущей деятельности знаний, овладения cпоcобами выполнения действий.
Иccледование мнемичеcких cпоcобноcтей дошкольников наряду c научным значением представляет исключительный практический интерес, поскольку направлено на решение многих вопросов пcихолого-педагогичеcкой практики, связанных c организацией эффективного обучения и воспитания детей. Результаты исследований мнемичеcких cпоcобноcтей дошкольников помогут педагогам лучше ориентироваться в познавательных cпоcобноcтях их воспитанников, в потенциальных возможностях их развития, обоснованно применять методы развития мнемичеcких cпоcобноcтей детей дошкольного возраста, что является необходимым условием оптимизации учебно-воcпитательного процеccа, формирования дошкольников как субъектов учебно-воспитательной деятельности.
Особенности памяти детей при олигофрении является той главной чувственной основой, на которой формируются понятия. От адекватности и устойчивости образной памяти в известной мере зависит успех развития ребенка в целом и далее успехи в обучении в школе. Недостаточность памяти дошкольников с нарушенным интеллектом отрицательно сказывается на всей познавательной деятельности. Таким образом, выбранная тема является актуальной.
Проблема исследования: каковы клинические особенности памяти детей при олигофрении?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить клинические особенности памяти детей при олигофрении.
Объект: память у детей при олигофрении.
Предмет: клинические особенности памяти детей при олигофрении.
Гипотеза: в процессе выполнения данного исследования мы опирались на предположение о том, у детей при олигофрении, отмечаются значительные нарушения памяти, что определит необходимость проведения специально организованной коррекционной работы по формированию памяти.
В соответствии с определенными целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и рассмотреть подходы к исследованию памяти в общей и специальной психологии.
2.Дать общую характеристику мнемической деятельности детей с нарушением интеллекта, представить клинические особенности памяти детей при олигофрении;
3.Определить возрастные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста при олигофрении.
4. Провести экспериментальное исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом олигофрения;
5. подобрать направления коррекционной работы по формированию и коррекции нарушений памяти детей с нарушениями интеллекта.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Методики исследования: «Запомни пару», «Заучивание 10 слов».
База исследования: Исследование проводилось на базе специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование клинических особенностей памяти детей при олигофрении 6
1.1Общая характеристика мнемической деятельности детей с нарушением интеллекта, клинические особенности памяти детей при олигофрении 6
1.2 Возрастные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста при олигофрении 13
Глава 2. Экспериментальное исследование клинических особенностей памяти детей при олигофрении 17
2.1Организация и методы экспериментального исследования особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста при олигофрении. Проведение эксперимента 17
2.2Процесс формирования памяти детей старшего дошкольного возраста при олигофрении 26
Заключение 29
Библиография 31
Приложения 35
1,200 руб.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением развития памяти у человека, мы выяснили, что память является важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. У детей с нарушениями интеллекта отмечаются нарушения всех психических функций, в том числе и образной памяти, что негативно сказывает на развитии детей в дальнейшем.
Согласно исследованиям было выявлено, что умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У детей при олигофрении в памяти слабо сохраняются пространственные отношения, в которых находятся объекты. Вместо специфических пространственных отношений предметов реального мира преобладают неспецифические отношения. У дошкольников при олигофрении также прослеживаются фрагментарность, скудность, искаженность представлений. В место обобщенных представлений дети репродуцируют конкретные черты, возникшие на основе индивидуального опыта, либо называют случайно возникшие в их памяти признаки других объектов сходных с описанием.
Таким образом, в нашем исследовании нами были проанализированы по литературным источникам подходы к исследованию памяти в общей и специальной психологии, дана общая характеристика мнемической деятельности детей с нарушением интеллекта, рассмотрены клинические особенности развития памяти детей при олигофрении, определены возрастные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста при олигофрении. На основании теоретических сведений были подобраны методики по оценке уровня сформированности памяти детей с олигофренией и, тем самым, изучены особенности памяти у старших дошкольников специального (коррекционного) ДОУ VIII вида. Полученные в ходе констатирующего эксперимента указали на недостаточную сформированности оцениваемых аспектов, что определило подбор методов по развитию памяти детей при олигофрении.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель. В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей с олгофренией отмечаются значительные нарушения памяти, что определило необходимость проведения специально организованной коррекционной работы по формированию памяти.
1,200 руб.
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с -(Серия «Мастера психологии»)
2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. – М., 2000.
3.Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.//Дефектология. - 2002. - №6. - С. 11-17.
4.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ./Общ. редакция Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. – М.: Пргресс, 1980. – 528с.
5.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРАЗИК,2004 г.
6.Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
7.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.
8.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. – 654 с.
9.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 616-625
10.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
11.Григонис А.В. Особенности развития памяти у тормозных олигофренов// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 75-80
12.Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.
13.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
14.Дефектология: Словарь-справочник/Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Новая шк., 1996. – 77 с.
15.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. М., 1981
16.Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 19-29
17.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 112 с.
18.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1939 г.
19.Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М., 1969
20.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976
21.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980
22.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство-СПб.: Речь, 2003 г.
23.Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. – М.: МГПИ, 1984. – 82 с.
24.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулановой. – М.: Академия, 1999.
25.Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
26.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
27.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
28.Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 14-18
29.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с.
30.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
31.Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. – Л., 1986. – 76 с.
32. Новикова Л.М., Самойлова И.В.. Настольная книга школьного психолога. – М.: Эксмо, 2008г, с ссылкой на Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2005г – стр.142.
33.Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
34.Петрова В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы//Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 5-18
35.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для пед. вузов. – М.: Акад., 2004. – 159 с.
36. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
37.Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 215-233
38.Специальная психология: учебное пособие/Под. ред. В.И. Лубовского. - М.: ACADEMIA, 2003. – 460 с.
39.Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 368 с.
1,200 руб.