Введение
Проблема использования наглядности в процессе обучения русскому языку младших школьников, занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами.
В методике русского языка накоплен значительный опыт применения наглядных пособий. Данным вопросом занимались известные педагоги: Вахтеров В.П., Давыдов В.В., Корф Н.А., Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.
При работе с ними обеспечивается формирование полноценных навыков выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. Наглядные пособия способствуют организации чувственного познания ученика. Так считают Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д. Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза.
Применение наглядных учебных пособии способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.
Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.
Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в процессе обучения остается один из актуальных на сегодняшний день.
Данное исследование посвящено изучению проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку младших школьников.
Предмет исследования: процесс использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из цели, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы использования наглядности в психолого-педагогической и лингвистической теории;
2. Изучить виды и формы наглядности;
3. Рассмотреть разновидности наглядного материала на уроках русского языка;
4. Определить роль наглядного материала в обучении младших школьников.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
2,500 руб.
Заключение
Обобщив выше изложенное необходимо отметить, что в первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению подрастающих поколений. Использование наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов и дидактов, ученые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников.
На основе анализа трудов педагогов-мыслителей 19-20 веков можно сделать вывод, что вопросом использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе внимание уделялось всегда.
Принципы обучения возникли на этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики обобщением эмпирических фактов успешного обучения.
Принцип наглядного обучения один из самых известных и понятных принципов обучения. Принцип наглядности не просто утверждает чувственную основу понятий, а сводит их по существу к эмпирическим понятиям, констатирующим эмпирико-классифицирующее мышление, в основе которого лежит лишь отражение внешних, чувственно данных свойств объекта.
Под методом обучения понимают способ построения и образования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического основания действительности, организованной определенным образом. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция.
Современные программы по русскому языку и чтению ставят перед собой и реализуют следующие задачи: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова. В целях активизации познавательной деятельности детей, привлекают дидактические игры, упражнения и игры занимательного характера, использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения.
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.
Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуации. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
Педагоги и дидакты по-разному классифицируют виды наглядного материала, но они едины в том, что использование его в процессе обучения способствует более эффективной организации работы учащихся; с помощью наглядного материала идет лучше усвоение знаний младших школьников.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, возбуждать познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, подготовить их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами.
Таким образом, наглядность играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Наглядные пособия имеют большое развивающее значение, способствуют выработке у детей умений и навыков.
Целью нашего исследования было изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Считаем что цель достигнута в ходе написания выпускной квалификационной работы.
2,500 руб.
Литература
1. Баранов С.П. Педагогика: Учебное пособие для пед. учащихся по спец. № 2001 "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1987.
2. Болдырев Н.И. методика воспитательной работы в школе - М.: Просвещение, 1981.
3. Власенков А.И. Наглядность и технические средства. В кн.: Общие вопросы методики русского языка в средней школе - М.: Просвещение, 1973.
4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Бабанского М.: Просвещение, 1981.
5. Герон Е. Психология - М.: София, 1965.
6. Галант Е.Я. Методы обучения в советской школе - Л.: Дрофа, 1955.
7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики - М.: Владос, 1999.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения - М.: Просвещение, 1972.
9. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе - М.: Просвещение, 1960.
10. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965.
11. Джиджева В. Использование принципа наглядности в процессе обучения
// Вопросы психологии - 1983. - № 6.
12. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе - С-П.: Дрофа, 1982.
13. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи - М., 1966.
14. Ильина Т.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1969.
15. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Просвещение, 1960.
16. Зартинова Л. Наглядность в обучении
// Начальная школа. Приложение к газ. "Первое сентября" - 2001. - № 9.
17. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1984.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Academa, 2000.
19. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.: София, 1955.
20. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982.
21. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки - М.: София, 1974.
22. Кураколова Н.М. Опорные схемы на уроке русского языка
// Начальная школа - 1995. - № 2.
23. Кустарева В.А. Активизация учебной работы по русскому языку - М.: Просвещение, 1963.
24. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие - М.: Гардаруки, 2002.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Просвещение, 1981.
26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Т 1 - М.: Просвещение, 1983.
27. Линева Р.М. Некоторые приемы, помогают сознательно усваивать материал
// Начальная школа - 1995. - № 5.
28. Луначерский А.В. О воспитании и образовании - М.: Знания, 1976.
29. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах. Педагогика и методика начального образования - М.: Знания, 1987.
30. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов - М.: Academia, 2000.
31. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2001 - М.: Просвещение, 1988.
32. Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителей. Сост. Ушаков Н.Н. - М.: Просвещение, 1977.
33. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Рождественского Н.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.
34. Методика преподования русского языка в школе: Учебник для студентов. Баранов, Ипполитова. / Под ред. Баранова - М.: Академия, 2001.
35. Методика русского языка / Под ред. В.А. Кустарева - М.: Просвещение, 1968.
36. Мингазов Э.Г. Гносеалогические основы принципа наглядности обучения - С-П.: Дрофа, 1975.
37. Мингазов Э.Г. О двух формах наглядности // Новые исследования в педагогических науках № 1 - М.: Знание, 1986.
38. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе № 5 - М.: Просвещение, 1971.
39. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения
// Информатика и образование - 2004. - № 3.
40. Окунь В. Введение в общую дидактику: Пер с польского - М.: Знание, 1990.
41. Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы - М.: Просвещение, 1996.
42. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000.
43. Педагогический словарь. Т 1 - М.: Академия пед. наук, 1960.
44. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2121. "Педагогика и методика начального обучения" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластёнин: под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.
45. Педагогика: Учеб. для техн. физической культуры / Под ред. В.В. Белорусовой - М.: Физкультура и спорт, 1983.
46. Педагогическая энциклопедия. Т 3 - М.: Слов. энциклопедия, 1966.
47. Педагогическая энциклопедия "Советская энциклопедия". Т 3 - М.: Просвещение, 1965.
48. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. - М.: Гуманитарный Издательский Центр. ВЛАДОС, 1999.
49. Пресман Л.П. Технические средства на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1976.
50. Программа восьмелетней и средней школы. Русский язык - М.: Просвещение, 1976.
51. Программа общеобразовательных учереждений. Начальные классы (1-4). Часть 1. / Сост. Т.В. Ингнатьева, Л.А. Вахмятина - М.: Просвещение, 2002.
52. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы) - М.: Просвещение, 1988.
53. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы - М.: Просвещение, 2001.
54. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия. Т 2, 1999.
55. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т 1 - М.: АН СССР, 1962.
56. Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова
// Начальная школа - 2002. - № 9.
57. Ситоров В.А. Дидактика / Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2002.
58. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1971.
59. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика - М.: Академия, 2004.
60. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания - М.: Знание, 1971.
61. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики
// Начальная школа - 2001. - № 4.
62. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сборник статей. Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова - М.: Просвещение, 1981.
63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рязанская школа, 1974.
64. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 1982.
65. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.
66. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 8 - М.: Л., 1950.
67. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1973.
68. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Знание, 1984.
69. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка - М.: Просвещение, 1983.
2,500 руб.