Чехов прочно и заслуженно занимает место в самом высшем ряду русских прозаиков. Гениальность Чехова-рассказчика так явна и общепризнанна, что незачем обсуждать проблему отсутствия в его творчестве романа, хотя для русских прозаиков это совершенно нехарактерно. Кроме того, Чехов снискал всеобщее признание еще и как драматург-новатор. Многие из художественных достижений современного отечественного и зарубежного театра обязаны своим появлением Чехову.
Все это обусловливает актуальность темы данного исследования, несмотря на то, что о Чехове написано, возможно, больше, чем о любом другом русском классике.
Что касается драматургии, то чеховские пьесы перекликаются с такими вершинами как творения Ибсена, Метерлинка, Гауптмана. Знаменитое «подводное течение», чеховский подтекст заимствовались как художественный прием многими западноевропейскими литераторами, театр абсурда тоже немало обязан Чехову.
В данной работе мы намерены кратко охарактеризовать основные особенности чеховских пьес и дать представление о той роли, которую они сыграли в мировой литературе и драматургии.
В качестве источников нами были использованы монография А.М. Туркова «Чехов и его время», оригинальная статья П.Вайля и А. Гениса «Все – в саду», посвященная особенностям чеховских пьес и помещенная в сборнике указанных авторов «Родная речь», книга Дж.. Оутс «На грани невозможного» и некоторые другие.
750 руб.
Введение. 3
1. Подтекст в чеховской прозе и драматургии. 4
2. Чехов и западная драматургия 7
3. Роль Чехова в мировой литературе и в драматургии. 10
Заключение. 14
Список литературы. 16
750 руб.
Своеобразная диалектика художественной формы чеховских произведений состоит в том, что жанровые особенности приобретаются на пути преодоления жанровой ограниченности содержания, те. на пути разрешения противоречия между громадностью содержания и незначительностью объема.
Это становится возможным в том числе и благодаря «подводному течению», подтексту, позволяющему с помощью двух-трех реплик раскрыть не только душевное состояние героя в момент речи, но и обстоятельства его прошлой жизни и намек на будущие события, а с помощью упоминания случайной, на первый взгляд, незначащей детали охарактеризовать целое действие и авторское отношение к героям и происходящему.
Чехов локализовал конфликт, уплотнил его до той сущности, которую Гегель считал основной коллизией романа: конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений. Однако новаторство Чехова в ином: он отказался от рассмотрения подробностей, сосредоточив внимание на раскрытии социально-исторической сущности проблемы взаимоотношений человека и среды
Именно Чехов яснее всех русских классиков рассказал ХХ веку о заботах и тяготах индивидуума. Вынужденный среди переплетения дорог искать свою тропу, в постоянном разладе с самим собой, он разглядывает мир с тревогой и недоумением. Но «чеховские герои многократно критикуемые за нытье и безволие, ныли и безвольничали не без смысла. Они…примеривались к строгому труду духовного освоения Жизни».
Как же подобная концепция реализовывалась Чеховым? Прежде всего, надо сказать о роли, которая отводится в чеховском искусстве разного рода логическим построениям. Это напрямую связано с ролью подтекста и наличием «подводного течения».
Об искусстве Чехова можно говорить, как об уникальной и для каждого поколения современной школе мысли. Главная дисциплина в этой школе – неспешное освоение правды. И западные, и отечественные писатели и драматурги еще далеко не в полной мере освоили богатейшее наследие Чехова-новатора.
Чехов создавал художественный аналог мира, в котором общее причудливым образом сопрягается с индивидуальным. И задача подтекста еще и в том, чтобы подчеркнуть, что в неизвестное решение вопросов, на которые герой так жаждет найти ответы, надо включить и самое главное, и мелочи жизни, создающие ее полноту и красоту.
750 руб.
1. П.Вайль, А.Генис, сб. Родная речь, М., 1991 г.
2. Гегель Г., Лекции по эстетике, Хрестоматия по теории литературы, М., 1983 г.
3. Камянов В.В, В строке и за строкой, М., 1987 г.
4. Катаев В.Б., Проза Чехова: проблемы интерпретации, М., 1883 г.
5. Оутс Дж., На грани невозможного: трагические формы в литературе, М., 2002 г.
6. Турков А.М., Чехов и его время, М., 1987 г.
7. Чехов А.П., Полное собрание сочинений и писем, т. 5., М., 1980 г.
750 руб.