Воспитание культуры поведения в старшей группе детского сада я считаю одной из важнейших педагогических задач, наряду с такими, как интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Понятие культуры поведения можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Мои наблюдения и работа во время практики в дошкольном учреждении «Солнышко» позволяют выделить достаточно широкий круг методов воспитания культуры поведения старших дошкольников. Это и этические беседы, и игровые уроки, и использование воспитательного содержания литературных произведений. Особое место, на мой взгляд, должно отводиться методу воспитания с помощью сказки.
Сказка – это «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [3, с. 226].
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования культуры поведения ребенка.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его культуру поведения. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации и коррекции культуры поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.
Цель моего педагогического исследования состоит в изучении педагогического процесса воспитания культуры поведения у старших дошкольников с помощью сказки.
Мною сформулировано предположение, что влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает повышение культуры поведения ребенка.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную и методическую литературу по вопросу воспитания культуры поведения с помощью сказки;
2. проанализировать сущность и особенности народных сказок, определить роль сказок в воспитании детей старшего дошкольного возраста;
3. изучить уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать программу для воспитания и коррекции поведения старших дошкольников;
5. показать воспитание культуры поведения у дошкольников посредством сказки.
Объект исследования – процесс воспитания культуры поведения старших дошкольников.
Предмет исследования – сказка, как средство воспитания культуры поведения старших дошкольников.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась с участием детей старшего дошкольного возраста из детского сада «Солнышко» (г. Барнаул). Всего в группе было 20 детей, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Практическая значимость работы. Разработанная программа по воспитанию культуры поведения с помощью сказки апробировались в ДОУ «Солнышко».
3,000 руб.
Введение 3
1. Сказка как средство воспитания культуры поведения 7
1.1 Традиции использования сказок в воспитании детей 7
1.2 Современное отношение общественности к сказке как методу воспитательного воздействия 11
1.3 Сказка как средство воспитания 16
1.3.1 Педагогические идеи русских народных сказок 16
1.3.2 Технические возможности сказки 26
1.3.2.1 Диагностические возможности сказки 26
1.3.2.2 Роль сказок в воспитании культуры поведения дошколят 35
Заключение к 1 главе 44
2. Методические основы повышения культуры поведения старших дошколят с помощью сказкотерапии на примере ДОУ «Солнышко» 47
2.1 Характеристика базы исследования: методологические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников в ДОУ «Солнышко» с помощью сказок 47
2.2 Программа по использованию сказок в воспитании культуры поведения у старших дошкольников 51
2.2.1 Пояснительная записка 51
2.2.2 Поурочный план 58
2.3 Результаты методической работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников в ДОУ «Солнышко» с помощью сказок 82
Список литературы 85
Приложение 1 88
Приложение 2 90
Приложение 3 94
Приложение 4 95
3,000 руб.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок.
Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать.
В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении – в форме полярных эталонов: хорошего-плохого, доброго-злого, красивого-безобразного. Они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком поведения окружающих и построении собственных поступков.
О педагогической ценности сказки сказано немало. Особенно ценили их как методологический инструмент и широко использовали в своей работе талантливые русские педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский.
При рассмотрении отношения современной общественности к сказке как воспитательному средству выделяется два полярных мнения. Одно из них, как правило, отражающее взгляды «современных родителей», недооценивает значение сказки для развития малыша, одновременно преувеличивая ценность современных кинематографических, мультипликационных и компьютерных «шедевров». Современный ребенок поставлен в совершенно иные условия. Маме, как правило, недосуг развлекать его сказками, да и современная бабушка еще достаточно молода и предпочитает вести активный образ жизни, а не «убивать время» на внуков. Старшие бывают вполне удовлетворены, когда ребенок развлекает себя сам с помощью конструктора «Лего» (ведь, говорят, это так полезно для формирования конструктивных навыков!) или наблюдает за приключениями сказочных героев на телеэкране.
3,000 руб.
1. Степанов С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. – М.: Дрофа-плюс. – 2006. – 223 с.
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Пер. с английского Павлов Г.А. — М.: Независимая фирма «Класс». – 2007. – 326 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Институт русского языка. – 1997. – 458 с.
4. Крячко А. А. Русская сказка в домашнем театре. – М.: Планета–2000. – 2004. – 112 с.
5. Крячко А.А. Актуальные проблемы понимания сказки в пространстве современной родительской культуры. // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3.
6. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 1999. – 168 с.
8. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо-Пресс. – 2001. – 304 c.
9. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.– М.:ТЦ «Сфера». – 2001. – 121 с.
10. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. –1996. – 374 с.
11. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука. – 1976. – 246 с.
12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во ЛГУ. – 1986. – 312 с.
13. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. – 1948. – № 9. – с.251.
14. Чуковский К.И. Стихи и сказки; От двух до пяти. – М. – 1981. – 554 с.
15. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души. Пер. с нем. – М.: Канон. – 1994. – 388 с.
16. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. – 1980. – 256 с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. – М.: «Университетская книга» АСТ. – 1997. – 360 с.
18. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. – Тюмень.: «Скорпион». – 1995. – с. 10-21.
19. Хорунженио К. М. Педагогический словарь. – М. – 1997. – 288 с.
20. Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: методическое пособие. Выпуск 4: «Сердце на ладошке». Программно-методическое обеспечение формирования у дошкольников основ духовной этики . – Ульяновск: ИПК ПРО. – 1999. – 80 с.
21. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром. //Журнал практического психолога. – 1997. – №6. – С. 123-126.
22. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. – М.: Просвещение. – 1991. – 389 с.
23. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста. //Вопросы психологии. – 1996. – №3. – с 43-52.
24. Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. – Киев. – 1994. – 214 с.
25. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство. – 1997. – 216 с.
26. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии. – 1998. – №1. – с 76-82.
27. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М.: Киасс. – 1996. – 320 с.
28. Новиков Л. А. Искусство слова. – М. – 1991. – 190 с.
29. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? – М.: Знание. – 1987. – 240 с.
30. Осорина М. В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории. // Журнал практического психолога. – 1997. – №6. – С. 105-112.
31. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. – М.: Наука. – 1969. – 264 с.
32. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования. // Психологический журнал. – 1997. – №6. – С. 121-128.
33. Раттер М. Помощь трудным детям. - М. – 1987. – 356 с.
34. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении. // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 5-13.
35. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. – 1980. – 244 с.
36. Новоселова С. Новая классификация игр детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. – 1997. – №4.– С. 51-58.
37. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. – Тюмень: Скорпион. – 1995. – С. 10-21.
38. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М. – 1990. – 216 с.
39. Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. – М.: Олимп. – 1997. – 366 с.
3,000 руб.