Введение
Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции.
Одним из основных, показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью поведения хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделить особое внимание.
На современном этапе развития системы образования в обществе остро стоит вопрос о готовности детей к школьному обучению.
В нашем исследовании мы опирались на теоретические положения следующих авторов как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, В. Е. Каган, Р.В. Овчаренко, А.Л. Венгер, Н.Г. Салмина, Л.С. Выготский и др.
Проблема: формирование произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционно-развивающих игр.
Объект – произвольное поведение старшего дошкольника.
Предмет – особенности развития произвольности поведения старших дошкольников в разных видах деятельности.
Цель – выявить динамику развития произвольности поведения у старших дошкольников.
В процессе исследования нами решаются следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические положения по проблеме развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать дошкольное детство как сензитивный период формирования произвольности поведения.
3. Проанализировать развитие произвольности поведения в разных видах деятельности.
4. Изучить развитие произвольности поведения старших дошкольников.
5. Апробировать коррекционно-развивающую программу (Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова) по формированию произвольности поведения старшего дошкольника.
Гипотеза: развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии целенаправленной развивающей коррекционной работы со стороны взрослого в сензитивный период.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент.
База исследования: ДОУ № 25 г. Волгограда.
3,000 руб.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития произвольности поведения дошкольников.
1.1. Изучение произвольности поведения в трудах отечественных психологов…………………………………………………………………………5
1.2. Дошкольное детство - сензитивный период формирования произвольности поведения у детей……………………………………………..11
1.3. Роль разных видов деятельности в развитии произвольности старшего дошкольника.
1.3.1. Игровая деятельность……………………………………………………..15
1.3.2. Речевая деятельность……………………………………………………..27
1.3.3. Продуктивная деятельность……………………………………………...33
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
Глава 2. Экспериментальное изучение развития произвольности у старших дошкольников.
2.1. Изучение развития произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...38
2.2. Формирование произвольности поведения в разных видах деятельности старших дошкольников………………………………………………………….47
2.3. Динамика развития произвольности поведения старших дошкольников……………………………………………………………………52
Выводы по второй главе………………………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними - образом взрослого и представлением ребенка о его поведении.
2. Наиболее эффективно произвольность поведения развивается в игровой, конструктивной, продуктивной деятельности.
3. Целенаправленная коррекционная и развивающая работа по формированию произвольности поведения должна носить комплексный характер. Именно тогда она будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и реализации его способностей, раскрепощению его творческого потенциала
Исследовательская работа по изучению формирования произвольности поведения была направлена на подтверждение нашей гипотезы.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: на констатирующем этапе мы провели диагностическое исследование сформированности произвольного поведения («Домик» н.И. Гуткиной и «Узоры» Л.И. Цеханской). Формирующий этап заключался в организации и проведении развивающих игр («Офицер и солдат», «Пуговицы» Т.Ю. Андрущенко), на основе коррекционно-развивающей программы Т.Ю. Андрущенко по формированию произвольности поведения. В ходе контрольно-оценочного этапа мы оценивали эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию произвольности поведения (повторное проведение методик «Домик» Н.И. Гуткиной и «Узоры» Л.И. Цеханской).
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента нами были получены следующие результаты: К высокому уровню относится 25 % дошкольников, что говорит о хорошем уровне сформированности ориентировки во внутренних и внешних связях предметов, развитости коммуникативных способностей и умении действовать по образцу. К средне-высокому - 5 % дошкольников, что говорит о том, что у ребенка хорошо развито умение ориентироваться в своей работе на образец, но слабо развито произвольное внимание, пространственное восприятие, умение действовать по правилу, умение обобщать. На среднем уровне находятся 5 % дошкольников данной возрастной группы, что свидетельствует о недостаточном уровне развития произвольности поведения. К средне-низкому – 60 % дошкольников, что говорит о том, что ребенок не совсем точно умеет ориентироваться в своей работе на образец, плохо развиты произвольное внимание, пространственное восприятие, не умеет действовать по правилу, умение обобщать. К низкому уровню относится 5 % детей, у которых наблюдаются серьезные нарушения в познавательной сфере: не умеют выделять целое из свойств, признаков, не развиты речевые умения, не умеют действовать по образцу, соответственно низкий уровень развития произвольности поведения. В ходе беседы с воспитателем, было выявлено, что данный процент детей часто болеют и не посещают занятия в ДОУ. После проведения коррекционно-развивающей работы нами была организована повторная диагностика сформированности уровня произвольности поведения старших дошкольников. В результате повторной диагностики мы выявили положительную динамику развития произвольности поведения старших дошкольников.
В целом можно говорить о том, что цели нашего исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
3,000 руб.
Литература
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 1977.
2. Аникеева Н.П. воспитание игрой – М., 1990.
3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,1998.
4. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Формирование личности в онтогенезе. — М 1991 — С, 104.
5. Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии 1978 — №1(18).-С. 32-37.
6. Веденов А.В. Воспитание воли у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание — 1950 — №10.-С. 19-30.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988
8.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М., 1988.
9.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
10.Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.
11.Ветер Л., Мухина В. Развитие воли дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1. — С. 445.
12.Веракса Н. Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
13.Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
14.Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. -М, 1960. - С. 350-363.
15.Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2 — М 1982. - С. 454-465:
16. Грибанова А.Д., Иванников В.А. О различиях в способности к волевой регуляции действий у шести летних школьников и дошкольников // Вестник МГУ. — Серия 14. Психология. — 1992. — №1 - С 14-20.
17. Гуськова Г. Что такое самостоятельный ребенок // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 11 - С. 60-64.
18. Давыдова А. К вопросу о генезисе волевых проявлений у детей//Дошкольное воспитание — 1994. — №4 - С. 68-75.
19. Давыдова А.Н. Опыт экспериментального исследования волевых проявлений у детей раннего возраста // Ученые записки ЛГУ. — 1956. — №214. -С. 29-44.
20. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольникам // Вопросы психологии. — 1986. — №3. — С. 44—52.
21. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А. Венгера и П.А. Холмовской – М., 1978.
22. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Венгера Л.А. – М., 1973.
23. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под , ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. — М., 1995. — С. 112—122;
24. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. / Сост. Шуаре Марта О. — М., 1992. — С. 42-62.
25. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. -М., I960.-430 с .
26. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений// Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 2. - М., 1986. - С. 5-233.
27. Запорожец А.В. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании, и осуществлении произвольных движений // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская де-ятельность / Под ред.Л.Г. Воронина. — М., 1958. — С. 328.
28. Кислюк Г.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1956. — №6. — С. 110.
29. Котырло В.К. Некоторые вопросы произвольной регуляции поведения у детей // Речь и развитие психических процессов у ребенка -М, 1996.С. 105.
30. Котырло В.К. Основные стороны волевого развития старших дошкольников // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду — М., 1996 - С. 440.
31. Котырло В.К, Кононенко Е.Л. Самостоятельность дошкольника как проявление волевой регуляции поведения // Новые исследования в психологии — 1982. - № 1 (26). - С. 44-48.
32. Кравцов Т., Кожарина Л., Плашаева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности / Дошкольное воспитание. — 1991.— №11. — 64.
33. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. — 1957. — №6. — С. 3—19.
34. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия РСФСР. - 1948. - Вып. 14. - С. 89-123.
35.Мануйленко З.В. Развитие произвольности поведения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1948. —-№11. — С. 33—42; — № 12 С. 31-35.
36. Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника / Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1995.
37. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович М., 1995.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М., 1996.
39. Психолог в начальной школе / Под ред. Абрамова Г.С., Андрущенко Т.Ю. и др. – М., 1995.
40. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1991.
41. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Поддьякова Н.Н. – М., 1981.
42. Смирнова Е.О. Пути формирования произвольного поведения // Дошкольное воспитание. — 1988. — №10.-С. 16-18
43. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М., 1998. — 256 с.
44. Смирнова Е. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 1990. — №3. - С. 49-57.
45. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения //Дошкольное воспитание. — 1998. — №3. — С. 85—93.
46. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Условия становления произвольного по ведения в раннем и дошкольном детстве — Магадан, 1993. — 117 с.
47. Суровцева А.В. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста. — М., 1952. — 120 с.
48. Суровцева А.В. Воспитание воли детей старшего дошкольного возраста – М., 1996.
49. Суровцева А. В. Воспитание воли ребенка в семье // Дошкольное воспитание. — 1949.— №3. — С. 16—23.
50. Хрестоматия по детской психологии // Под ред. Г.В. Бурменской М., 1996.
3,000 руб.