Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Проблема общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка (особенно развития речи и мышления), как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка (Л.Н.Галигузова, 1992, А.В.Запорожец, 1996, М.И.Лисина, 1997 и др.). Вместе с тем, общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Вопросы воспитания аномальных детей в общении со взрослыми и со сверстниками оказываются в центре внимания таких видных представителей дефектологической науки, как Л. С. Выготский (1929, 1931), И. И. Данюшевский (1946, 1948), Г. М. Дульнев (1969).
Психологи (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, ее интерпретация, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Актуальность выбранной нами темы несомненна, так как на современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с нарушениями интеллекта достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению.
Изучение коммуникативных отношений аномальных детей с проблемами в развитии, выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы в специальных ДОУ и школах, а также для более глубокого проникновения в структуру дефекта детей данной категории. Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми.
Недостаточно изучено общение детей с нарушением интеллекта, в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социально-коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дошкольном учреждении определяют актуальность настоящего исследования.
Целью данной работы стало выявление особенностей общения старших дошкольников с нарушением интеллекта.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить особенности особенностей общения старших дошкольников с нарушением интеллекта – получить знания, необходимые для проведения эксперимента;
2. организовать и провести экспериментальное исследование особенностей общения старших дошкольников с нарушением интеллекта;
3. подобрать и апробировать коррекционную работу по нормализации общения дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми;
4.проверить эффективность коррекционной работы на контрольном этапе.
Гипотеза исследования: наше исследование основывалось на предположении о том, что далеко не у всех детей дошкольного возраста хорошо развита коммуникативная функция, что является причиной возникновения трудностей в общении со сверстниками и взрослыми и в целом негативно сказывается на развитие ребенка. После проведения формирующей работы по коррекции трудностей в общении детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, уровень коммуникативности детей будет значительно выше.
Методологической основой исследования являлись:
− положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
− концептуальный подход к исследованию общения, разработанный научной школой М.И. Лисиной, опыт изучения общения нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста (М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.);
− теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Теоретическая значимость исследования:
− расширены теоретические представления об особенностях развития общения детей с нарушением интеллекта как важного условия формирования их личности;
Практическая значимость исследования:
Материалы исследования могут быть включены в программы подготовки психолого-педагогических кадров в вузе, а также для использования на лекциях по логопедии, коррекционной педагогике, дефектологии и др. дисциплинам.
База исследования:
1,200 руб.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Экспериментальное изучение специфики общения детей с нарушением интеллекта со взрослыми 6
1.1Характеристика экспериментальной и сравнительной группы 6
1.2Цели, задачи и содержание (методики) Конспект эксперимента 7
1.3Анализ результатов 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Коррекционная работа по нормализации общения дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми 19
2.1Цели, задачи и содержание формирующего этапа исследования 19
2.2Проверка эффективности коррекционной работы на контрольном
этапе 25
2.3Анализ результатов 26
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 35
Приложение 37
1,200 руб.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.
Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности.
Методические разработки в области формирования коммуникативных умений и навыков у аномальных детей с проблемами в развитии в специальной литературе представлены недостаточно. В нашем исследовании мы смогли выяснить, что общение является важнейшим аспектом полноценного развития всех сторон психики и личности ребенка. Высокий уровень сформированности коммуникативной функции будет способствовать успешной адаптации и социализации аномального ребенка с проблемами в развитии в обществе. Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы коммуникативного развития аномальных детей, мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить особенности коммуникативного развития проблемных детей с отклонениями в развитии и рассмотреть направления работы по развитию коммуникативных навыков детей с отклонениями в развитии.
Оптимизировав опыт психологов и педагогов по данной проблеме, мы смогли организовать и провести экспериментальное исследование уровня общительности и коммуникативных навыков в группе детей с нормальным и нарушенным интеллектом. Для проведения эксперимента были подобраны следующие методики:
1.Беседа с родителями и педагогами с целью выявить уровень общительности детей с нормальным и нарушенным интеллектом;
2.Методика «Изучение коммуникативных умений», разработанная на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
3. Методика "Два дома" Смирнова Е.О. (изучение отношения ребенка к себе, особенностей его самопринятия и принятия других);
4. Изучение доминирующей формы общения ребенка со взрослыми (по М.И.Лисиной).
В результате проведенного эксперимента, мы отметили, что у детей экспериментальной группы с нарушенным интеллектом были выявлены крайне низкие показатели сформированности коммуникативных умений и общительности. Доминирующей формой общения для данной группы является ситуативно-деловая. В контрольной группе детей с нормальным интеллектом выявлено, что отношение к себе и к окружающим в целом позитивное, доминирующим типом отношения было отмечено познавательное общение. Уровень развития общительности и коммуникативных умений можно охарактеризовать как высокий.
Таким образом, нами были изучены особенности общения детей с нормальным и нарушенным интеллектом, в результате чего были выявлены низкие показатели развития общительности у детей экспериментальной группы с умственной отсталостью. Считаем необходимым провести коррекционную работы по нормализации общения дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми.
В ходе формирующей работы были апробированы ряд занятий, игр и упражнений по развитию коммуникативных умений и общительности детей, после чего была определена необходимость выявить эффективность проведенной работы и определить динамику уровня общительности после коррекционной работы. Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и на этапе констатирующего обследования. После проведения формирующей работы с детьми экспериментальной группы по формированию коммуникативных умений и общительности, была отмечена некоторая динамика в сформированности данных показателей - уровень развития общительности детей с умственной отсталостью стал выше после проведения формирующей работы, что стало подтверждением гипотезы исследования о том, что после проведения формирующей работы по коррекции трудностей в общении детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, уровень коммуникативности детей будет значительно выше.
Следовательно, мы можем отметить, что полученные в ходе контрольного исследования результаты указали на эффективность подобранной и апробированной системы занятий, игр и упражнений, направленных на развитие общительности и коммуникативных навыков детей с нарушением интеллекта.
В заключении, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что не у всех детей дошкольного возраста хорошо развита коммуникативная функция, что является причиной возникновения трудностей в общении со сверстниками и взрослыми и в целом негативно сказывается на развитие ребенка. Было доказано, что после проведения формирующей работы по коррекции трудностей в общении детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, уровень коммуникативности детей стал несколько выше.
Считаем наше исследование завершенным.
1,200 руб.
1.Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж: НПО МОДЭК. 1996.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.
3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2005.
4. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М., 2000.
5.Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Тарловская Н.Ф и др.. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" / Сост. Т.Н.Дронова.- М.: Просвещение, 2004
6.Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко и др. - М., 1988.- 415с.
7.Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2003.
8.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М., 2005.
9.Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
10.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб.: Питер. 2004.
11.Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
12.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 2003.
13.Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999.
14.Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования./ Методологические проблемы социальной психологии .- М., 2002.
15.Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопр. психол. 2001. № 3. С. 117-124.
16.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
17.Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
18. Лисина М.И., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.
19.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 2004
20.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 2004.
21.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.
22.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Педагогическое общество России. 1996.
23.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 2002.
24.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. – М., 2003.
25.Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 2006.
26.Рогов Е.И. Психология общения. -М.:Владос,2007.-335с
27.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. - 738 с.
28.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2002.
29.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - С. 193.
31.Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2001.
1,200 руб.