Анализ педагогической литературы обнаружил противоречивые точки зрения на обучение связной речи детей пятого года жизни, его содержание и последовательность введения разных типов связных высказываний. Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа и описания (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей 4-5 лет повествовательной речи (Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина, О.С. Ушакова). У них формируются такие признаки связности текста, как завершенность темы, интеграция между предложениями и частями рассказа. Но недостаточно разработана методика развития связной речи у детей пятого года жизни.
Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь. Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).
Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.
В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.
Пересказ широко используется в формировании связной речи дошкольников. Вместе с тем, некоторые авторы считают, что пересказ в силу низкой коммуникативности не позволяет выявить особенности связного высказывания (А.Г. Арушанова).
В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку точнее, содержательнее, последовательнее его излагать.
Таким образом, мы определили значимость обучения пересказу в дошкольных учреждениях.
Целью нашей работы было изучение особенностей обучения пересказу старших дошкольников.
Предмет исследования – психолого-педагогическое содержание процесса обучения пересказу в старшем дошкольном возрасте.
Объект изучения – дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Гипотеза. В написании своей работы мы выдвинули предположение о том, что существует необходимость обучения детей пересказу уже с младших групп дошкольных учреждений, т.к. пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение, учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формировании психического и речевого развития детей.
В соответствии с определенной целью и гипотезой исследования в написании работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определение основных понятий – пересказ, связь занятий по обучению пересказыванию с другими занятиями по родному языку;
2. определить значение занятий по обучению пересказыванию в воспитании детей и подбор произведений для пересказа;
3. выяснить роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей;
4. подобрать методику по обучению пересказу детей дошкольного возраста и ознакомлению с художественной литературой.
В написании своего исследования мы опирались на труды таких ученых психологов и педагогов, как Бородич А.М., Тихеева Е.И., Сохина Ф.А., Федоренко Л.П, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, Короткова Э.П., Елкина Н.В. и других, а также мы использовали программы детского сада по развитию речи детей.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса обучения пересказу старших дошкольников 6
1.1Определение основных понятий: пересказ, связь занятий по обучению пересказыванию с другими занятиями по родному языку 6
1.2 Значение занятий по обучению пересказыванию в воспитании детей и подбор произведений для пересказа 11
1.3 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей и особенности восприятия художественного текста 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Практическое исследование вопроса обучения пересказу старших дошкольников 31
2.1Диагностика уровня развития дошкольников 31
2.2Методика обучения пересказыванию 34
2.3Методика ознакомления детей с художественной литературой 37
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список литературы 52
3,000 руб.
Роль художественной литературы в развития ребенка огромна. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Рассмотрев работы исследователей, занимающихся изучением вопроса о дошкольном обучении и, в частности, обучению пересказу старших дошкольников, мы выяснили, насколько важно художественное воспитание в развитии ребенка.
Целью нашего исследования было изучение особенностей обучения пересказу старших дошкольников.
Мы проанализировали научную дошкольную психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определить основные понятия: пересказ, связь занятий по обучению пересказыванию с другими занятиями по родному языку, определили значение занятий по обучению пересказыванию в воспитании детей и подбор произведений для пересказа, выяснили роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей и подобрали методику по обучению пересказу детей дошкольного возраста и ознакомлению с художественной литературой. Также, нами было проведено небольшое исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, так как именно благодаря связной речи люди в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. С низким уровнем развития связной речи обучение пересказу будет малоэффективным и ненужных.
Таким образом, мы выполнили поставленные в начале исследования задачи и достигли определенной нами цели.
3,000 руб.
1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
2.Архипова Е. А. Зависимость самооценки от авторитета воспитателя. — Педагогические проблемы социальной психологии. Минск, 1979, вып. 16, с. 13 — 19.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. С. 4-16.
4.Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.
5.Ашиков В. «Семицветик -программа культурно-экологического образования дошкольников», ж. // «Дошкольное воспитание», 1998 г. № 2 с. 34.
6.Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., Просвещение, 1981.
7.Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 1979. № 1. С. 18-23.
8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1983. 143 с.
9.Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
10.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
11.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
12.Дементьева А.М., "Обучение пересказыванию в средней группе детского сада", М., 1960.
13.Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997. 136 с.
14.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
15.Журнал «Дошкольное воспитание»:
1988 г. №2 (стр.24); №3(стр.26); №6(с.44); №7(с.48)
1989г. №9(с.2О); №10(с.46); №11(с.46)
1990г. №8(с.28, с.51); №9(с.19)
1991г. №79(стр2)
1994г. №4
16.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., П., 1985
17.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
18.Липкина А. И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. — Вопросы психологии, 1980, № 1, с. 11 — 12.
19.Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 1994.
20.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
21.Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 127-140.
22.Федоренко Л.П, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977
23.Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду - М., <Город>, 1999.
24.Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина - М.,1984.
25.Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. М., 1965.
26.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М., 1966.
27.Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.,. Просвещение, 1972.
28.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», -М: ТЦ Сфера, 2002. - 224 с.
29.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981.
30.Фурминна Л. С. Творческие проявления детей 5—7 лет в театрально-игровой деятельности. — В кн.: Художественное творчество детей / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974, с. 142 — 146.
31.«Хрестоматия для маленьких» (М.: Просвещение, 1982,1997 и другие издания, сост. Л. Н. Елисеева
32.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981.
3,000 руб.