Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления вербальной креативности в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) обследовать подростков (мальчиков и девочек) 13-14 лет;
3) выбрать методику изучения креативности, наиболее подходящую для подросткового возраста;
4) изучить вербальную креативность в подростковом возрасте;
5) сопоставить полученные данные проявления вербальной креативности у мальчиков и девочек;
6) сделать обобщённый анализ и выводы по проделанной работе.
Гипотеза исследования: В проявлении вербальной креативности в подростковом возрасте девочки превосходят мальчиков.
Объект исследования: учащиеся 8-9 классов (мальчики и девочки 13-14 лет) СШ № 8 города Борисова.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления креативности в подростковом возрасте
Методы и методики исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, эмпирический метод (тестирование), метод математической статистики (сравнительный статистический анализ эмпирических данных). В исследовании был использован тест С. Медника в адаптации Л. Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной (подростковый вариант).
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОВ ВОЗРАСТЕ....................................................................................4
1.1. Проблема креативности в современных отечественных и зарубежных психологических источниках.............................................................5
1.2. Проблема гендера в современных отечественных и зарубежных психологических источниках......................................................................15
1.3. Гендерные особенности проявления креативности..............................22
Выводы по 1 главе.........................................................................30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ..................................................................................31
2.1. Описание методики и выборки исследования..................................31
2.2. Исследование уровня креативности у девочек подросткового возраста...............................................................................................37
2. 3. Исследование уровня креативности у мальчиков подросткового возраста...............................................................................................38
2. 4. Сравнительный анализ уровней оригинальности и уникальности (как компонентов вербальной креативности) у девочек и мальчиков в подростковом возрасте.................................................................................39
Выводы по 2 главе.........................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................44
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................45
Приложение.................................................................................47
1,200 руб.
1. Алдер, Г. CQ или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Ал-дер. - Пер. с англ. С. Потапенко. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 496 с: ил.
2. Вишнякова, Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография. В 2-ух томах / Н. Ф. Вишнякова. - изд-е 2-е, доп-е и перераб., Мн.: ООО «Дэбор», 1998. - 242 с. - 1 т.
3. Воронина, О. А. Теория и методология гендерных исследований / О. А. Воронина и др. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ., 2001. - 416 с.
4. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явления подражания./ Н. М. Гнатко. - Рос. АН., Ин-т психологии. - М, 1994. - 43 с.
5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с. (Серия «Мастера психологии»)
6. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. / М. И. Дьяченко., Л. А. Кандыбо-вич.-Мн.: Нар. Асвета, 1996. - 399 с.
7. Иванова, Т. В. Остроумие и креативность. / Т. В. Иванова // Вопросы психологии, 2002 №1, с. 76-87
8. Кинг, Л. Тесты на креативность. / Л. Кинг - СПб.: Питер, 2005. -96 с: ил.
9. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. / И. С. Клецина - СПб.: Алетея, 2004. - 408 с. - (Серия «Гендерные исследования»)
10. Константинова, О. А. Гендерный подход к изучению школьников: автореферат на соискание учебной степени кандидата педагогических наук: 26.02.05. / О. А. Константинова; Саратов, 2005. - 22 с.
11. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с; цв. илл.
12. Куленова, И. М. Социокультурная детерминация гендерной креативности и музыка: автореферат на соискание учебной степени кандидата филосовских наук: 05.08.05. / Куленова И. М; Алматы, 2005. - 30 с.
13. Дорфман, Л. Я. Креативность и метаиндивидуальный мир. / Л. Я. Дорфман // Одарённый ребенок. 2005. №5, с. 60-62
14. Лем, П. SUPERAKPEATHB. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления / Павел Лем. - М.: Эксмо, 2006. - 384 с.
15. Лобанов, А. П. Актуальные проблемы психологии интеллекта: Учеб.-метод. пособие: в 2-х ч. / А. П. Лобанов, С. И. Коптева. - БГПУ им. М. Танка. Фак. прикл. психологии. - Мн.: НЕССИ 2000. - Ч. 1. - 96 с. илл.
16. Львова, И. В. Психологические факторы развития креативности личности: автореферат на соискание учебной степени кандидата психологических наук: 20.05.05/ И. В. Львова; Новосибирск, 2005. - 25 с.
17. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Карликов, В.А. Старовойтова; худ. обл. М. В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2001. - 848 с: ил.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. / В. С. Мухина - М.: Изд. центр «Академия»; 2002. - 432 с.
19. Осипенко, С. П. Диагностика развития креативности с помощью теста Е. П. Торренса. / С. П. Осипенко // Журнал прикладной психологии, 2006 №2-3, с. 15-19
20. Пекелис, В. Д. Твои возможности, человек! / В. Д. Пекелис - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: знание, 1984. - (Библиотека «Знание»). - 272 с.
21. Пол. Гендер. Культура. / Фрайбург. Ун-т (Германия). Ин-т славистики, Изд. центр Рос. гос. гуманитар, ун-т, Ин-т культур, антропологии. -М., 1999.-с. 216
22. Разумникова, О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как фактор креативности. / О. М. Разумникова // Вопросы психологии, 2002 №1,с. 111-125
23. Разумникова, О. М. проявление половых различий в творческой деятельности./ О. М. Разумникова // Вопросы психологии, 2006 № 1, с. 105-111
24. Савкуева, В. Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления / В. Ю. Савкуева // Начальная школа (плюс до и после), 2004. №7, с. 31-37
25. Социальная психология: Учеб. пособие для студ-ов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленкова [и др.]; Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с: ил.
26. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб, пособие для вузов. / В. А. Янчук - Мн.: АСАР., 2005. - 768 с: ил.
1,200 руб.