ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в центре внимания психологической науки находится проблема увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, по данным которых количество тревожных детей среди младших школьников по сравнению с прошлым десятилетием увеличилось почти в пять раз.
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В то время как школьная пора - основополагающая часть детства, период формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии в таком случае основан на стремлении предохранить себя от неудачи, при этом интеллектуальное развитие школьника не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательностью. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди придерживаются многократно проверенных жизнью вариантов.
По данным А.Д.Андреевой, наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших школьников, продолжает оставаться школьная жизнь. При чем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие связано с постоянным физическим и психологическим напряжением, особенно при резком усложнении учебной деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
В психологии проблемам, связанным с тревожностью посвящено значительное количество работ таких видных психологов как И.С. Кон, С.А Кулаков, Н.Б. Пасынкова, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер. Ю.Л. Ханин и другие. В ходе ряда исследований была выявлена связь тревожности с личностными особенностями ребенка, влияние уровня тревожности и невротичности на развитие креативности, влияние тревожности на когнитивный стиль в младшем школьном возрасте; описана взаимосвязь между астеноидностью, эпилептоидностью и другими типами акцентуации и показателями креативности в подростковом возрасте. Но вопрос о профилактике и преодолении тревожности по-прежнему остается дискуссионным и открытым.
Выше указанное свидетельствует об остроте проблемы исследования, заключающейся в разработке путей преодоления школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Изучение школьной тревожности и пути ее преодоления»
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования – школьная тревожность и пути ее преодоления.
Цель исследования – изучить особенности проявления школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: для тревожных детей характерна близость отношений со сверстниками и другими людьми, для нетревожных младших школьников характерна близость с родителями.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему тревожности в психолого-педагогической литературе;
2) выявить уровни тревожности у младших школьников;
3) проследить взаимосвязь особенностей межличностных отношений с уровнем тревожности;
4) наметить пути коррекции тревожности у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование (тест тревожности Филипса,методика Рене Жиля).
База исследования: МОУ СОШ № 40 г. Волгограда.
3,000 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………..…………………....3
Глава I Теоретические основы проблемы изучения школьной тревожности……………………………………………………………………..6
1.1. Тревожность как психологическая проблема…………..………………….6
1.2. Проявление школьной тревожности в младшем школьном возрасте…..15
Выводы к главе I.................................................................................................21
Глава II Экспериментальное исследование школьной тревожности в младшем школьном возрасте…………………………..…………….…….…22
2.1.Организация и методы исследования школьной тревожности младших школьников………………………………………………………….….………..22
2.2. Анализ результатов исследования школьной тревожности в младшем школьном возрасте………….…………………………………………………...27
Выводы к главе II………………………………………………………………35
Глава III Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми младшего школьного возраста…………………………………………….....36
3.1.Рекомендации по работе с детьми с повышенной тревожностью….…….36
3.2. Программа преодоления тревожности младших школьников…………...45
Выводы к главе III……………………………………………………………..56
Заключение…………………………………………………………………...…57
Список литературы…….…………………………………………………..…..59
Приложение…………………………………………………………………..…63
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория «тревожность», имея междисциплинарный статус, рассматривается различными науками, в числе которых и психология. Причем в психологической науке существует несколько подходов к пониманию феномена, каждый из которых трактует его сущность в определенном аспекте. Но все же, несмотря на своеобразие каждого из подходов, мы отмечаем, существование таких характеристик тревожности, которые признаются практически всеми психологами, а именно: тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Помимо теоретического изучения рассматриваемого феномена нами было проведено и экспериментальное исследование тревожности младших школьников. Выявив уровни тревожности учащихся с помощью теста Филипса и особенности межличностных общения младших школьников с помощью методики Рене Жиля, нам удалось проследить взаимосвязь особенностей межличностных отношений детей с уровнем тревожности у них.
В результате анализа результатов проведенного с детьми тестирования мы пришли к выводу о том, что для тревожных детей характерна близость к сверстникам и другим людям, для нетревожных младших школьников характерна близость к родителям.
Коррекционно-развивающая работа должна коррелировать с выявленными проблемами ребенка в сфере межличностного общения.
Так одно из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы - работа психолога с родителями тревожных детей. Здесь на первый план выходит такой метод как беседа. Основная задача такой работы — формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в процессе профилактики тревожности и ее преодолении.
Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности так же имеет особую значимость.
Все вышеизложенное позволяет говорить о подтверждении гипотезы нашего исследования.
3,000 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. Наук / Л.М. Аболин. — М., 1989.
2. Адлер, А. О нервическом характере /А.О.Адлер. — СПб.; М., 1997.
3. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.
4. Аминов, Н. А., Азаров, В. Н. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в концепции двух сигнальных систем/ Н.А.Аминов, В.Н.Азаров // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М., 1981.
5. Ананьев, В. А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенным состоянием и язвенной болезнью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.А.Ананьев.— Л., 1988..
6. Андрусенко, В. А. Социальный страх / В.А.Андрюсенко. — Свердловск, 1991.
7. Аркелов, Г. Г., Федоровская, Е. А. Изменение ВП и динамика гормонов в стрессовой реакции человека/ Г.Г.Аркелов, Е.А.Федоровская // Психологический журнал. - 1994. - № 1.
8. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги/В.М.Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5.
9. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004.
10. Астапов, В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.М.Астапов.— М., 1986.
11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М.Бреслав. – М., 2001.
12. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К.Вилюнас. - М., 2003.
13. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача / В.И.Гарбузов.- Л., 1999г.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. :под ред Я. Л. Коменского, Е. А. Панько.- Минск, 1998.
15.Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Минск, 2001.
16.Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.Захаров. – М.,2002.
17. Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2002.
18. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.
19. Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем мачку с тревоги / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №11.
20. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,1999.
21. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль, 1999.
22. Клюева, Н. В. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – Ярославль, 1999.
23. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: кн. для воспитателей дет. Сада / Дж.Лешли. – М.,1998г.
24. Мухина, В.С. Детская психология / Л.А.Венгер. – М., 2000.
25. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С.Немов. -М., 1998.
26. Немов, Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. / Немов Р.С. – М., 1998.
27. Овчарова, Р.В Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. - М., 2002.
28.Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2002.
29. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. под ред. А. С. Спиваковской. – СПб., 2004.
30. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/под. ред. С. В. Кондратьевой. - Минск, 2000.
31. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 2001.
32. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В. – М., 2001.
33. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. – М.,2002.
34. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я.Рубинштейн. - М.,2000г.
35. Степанов, С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям / С.С.Степанов. – Москва., 1998.
36. Савина, Е., Шанина, Н. Тревожные дети / Е.Савина, Н.Шанина //Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 12.
37. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования / Т.И.Чиркова. - М., 1998.
38. Чистякова, М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. - М., 1999.
39. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан//Психологическая наука и образование. - 2001. - №2.
40. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007.
41. Степанов, С. С. Попытка словаря трудностей /С.С.Степанов //Семья и школа. – 2003. - №1.
42. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности/ А.А.Реан // Вестник СПб.ГУ. - 1995. - вып.3. - №20. - С. 74.
43. А.В.Хуторской. Формы, методы и приемы обучения/ А.В.Хуторской //В кн."Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Питер.,2004, с.373-533.
44. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А.Цуккерман. - Рига, 2000.
45. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цуккерман. - Рига, 1995. 46. Эльконин Д.Б. и Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова. - М, 1967.
3,000 руб.