Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Оптимизация помощи лицам, имеющим речевые расстройства различного генеза, требует от дефектологов специальных знаний о взаимовлиянии речи и других психических функций. В качестве концептуальной базы логопсихологии авторы рассматривают активно разрабатываемую в современной науке модель психосоматических отношений, в основу которой положено представление о сложном диалектическом взаимодействии психики (души) и сомы (тела) человека. При наличии расстройства речи это взаимодействие выражается во влиянии дефекта на психику ребенка, подростка или взрослого и обратном влиянии психики на дефект. Поскольку эти отношения могут принимать патогенный (по механизмам так называемого порочного круга) или, наоборот, саногенный характер (способствующий излечению, избавлению от дефекта), их знание имеет решающее значение для результативности оказываемой помощи.
В психолого-педагогических исследованиях, проведенных Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюковой и другими авторами, показано, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психического развития. Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого воспитателем в целях более полной нормализации речевой и психических функций ребенка.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Боскис, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения произносительной стороны речи, то есть развития фонематического слуха детей [20]. Состояние развития фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения детьми дошкольной и школьной программы.
Воспитание гармоничной личности должно начинаться с самых ранних лет жизни, ведущая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям — начальной ступени в системе образования. В нашей стране расширяется сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В детских садах такого типа наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи, создаются логопедические кабинеты и организуются логопункты при ДОУ.
Несмотря на то, что проблема нарушения произносительной стороны речи, фонематического слуха у детей с нарушением речи, посещающих дошкольные логопункты уже достаточно исследована, мы считаем, что недостаточно исследованы направления работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей на логопункте в ДОУ недостаточно - отсутствует единая, систематизированная методика работы по логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ.
Таким образом, мы можем сформулировать проблему исследования: какова специфика состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и пути преодоления выявленных нарушений?
Актуальность, социальная значимость и недостаточная исследованность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Специфика состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и пути преодоления выявленных нарушений».
Целью данной работы стало выявление специфики состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и определение путей преодоления выявленных нарушений.
Объект исследования: состояние произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ.
Предмет исследования: выявление и преодоление нарушений произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ.
Гипотеза исследования: Наше исследование основывалось на предположении о том, что у детей, посещающих логопункт ДОУ отмечается недостаточно высокий уровень сформированности фонематического слуха и произносительной стороны речи, что определит необходимость подбора и апробирования методики преодоления выявленных нарушений. Мы предполагаем, что после проведения специально организованной формирующей логопедической работы с дошкольниками, посещающих логопункт ДОУ, уровень сформированности фонематических процессов и произносительной стороны речи у детей данной категории повысится.
Нами были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследование и определить специфику работы логопеда на логопункте, представить характеристику методов логопедической диагностики, применяемых в работе логопеда в дошкольных учреждениях;
2. дать сущностную характеристику речевого развития и нарушений речи детей, посещающих логопункт ДОУ;
3.выявить особенности развития произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ;
4. провести экспериментальное исследование состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и путей преодоления выявленных нарушений;
5. охарактеризовать программу логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ – выявить цель, задачи, принципы логопедического воздействия по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей на логопункте в ДОУ;
6.Подобрать и апробировать методику логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ, тем самым провести формирующий эксперимент;
7. выявить динамику сформированности произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ путем проведения контрольного эксперимента.
Методологическими основами исследования являлись положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, С.Д.Кацнельсон, А.Р.Лурия, А.Н.Соколов), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия); фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: ДОУ №26. Адрес: 113534, Москва, Кировоградская, 42-Аметро "Пражская". Телефоны: 387-32-14, 387-95-18
Директор - Селис Маргарита Андреевна.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
-получены данные о специфике работы логопеда на логопункте и представлена характеристика методов логопедической диагностики, применяемых в работе логопеда в дошкольных учреждения;
-определены особенности развития произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ;
-экспериментально проверена эффективность методики логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ.
Теоретическая значимость исследования:
-подобрана и апробирована методика логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ.
-расширены и дополнены теоретические представления о содержании логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ.
Практическая значимость: были подобраны методики по исследованию фонематического слуха и произносительной стороны речи детей, посещающих логопункт ДОУ, разработаны методы преодоления нарушений фонематического слуха и произносительной стороны речи у дошкольников и выявлена эффективность предложенной коррекционной формирующей работы. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных и средних общеобразовательных учреждений, логопедических детских садах и специализированных образовательных учреждениях.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоят из 3 глав, введения, заключение, списка литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 80 страниц.
3,000 руб.
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование специфики состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и путей преодоления выявленных нарушений 9
1.1 Специфика работы логопеда на логопункте. Характеристика методов логопедической диагностики, применяемых в работе логопеда в дошкольных учреждениях 9
1.2Характеристика речевого развития и нарушений речи детей, посещающих логопункт ДОУ 16
1.3Особенности развития произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ 21
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и путей преодоления выявленных нарушений 39
2.1Организация и методика констатирующего эксперимента 39
2.2Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
Выводы по главе 2 53
Глава 3. Программа логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ 54
3.1Цель, задачи, принципы логопедического воздействия по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей на логопункте в ДОУ 54
3.2Методика логопедической работы по преодолению произносительных расстройств и нарушений фонематического слуха у детей на логопункте ДОУ. Формирующий эксперимент 60
3.3 Динамика сформированности произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ. Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 65
Выводы по главе 3 73
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение 81
3,000 руб.
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи и фонематических представлений детей, посещающих логопункт ДОУ, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов.
Обобщая результаты исследований ученых, занимающихся проблемами развития речи, произносительной стороны и фонематических процессов детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно сделать предположение, что у лиц с различными нарушениями речи отмечаются поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребности в коррекции гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем речи. Поэтому именно с такими детьми в большей степени приходится заниматься не медикам, а педагогам и логопедам.
Оптимизировав опыт известных исследователей проблемы нарушения речи у детей, посещающих логопункт ДОУ, мы определили, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Детям дошкольного возраста с нарушениями речи оказывают помощь на логопедических пунктах при ДОУ. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети. У данных дошкольников отмечаются нарушения произносительной стороны речи (замены, перестановка, звуков, неверное произношение звуков в речи, при верном произнесении звуков изолированно, нестойкое употребление звуков в речи).
Сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия и слуха. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков.
Коррекционная работа на дошкольных логопунктах ведется параллельно с занятиями и большой мере способствует преодолению нарушений речи и позволяет ребенку полноценно развиваться. Успех логопедических занятий на логопунктах во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов и логопедов, мы смогли определить специфику работы логопеда на логопункте, представить характеристику методов логопедической диагностики, применяемых в работе логопеда в дошкольных учреждениях, дать сущностную характеристику речевого развития и нарушений речи детей, посещающих логопункт ДОУ; выявить особенности развития произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ.
На основе проведенного анализа научной литературы мы смогли провести экспериментальное исследование состояния произносительной стороны речи и фонематического слуха у детей посещающих логопункт ДОУ и путей преодоления выявленных нарушений, в результате чего было выявлено, что у детей, посещающих логопункт ДОУ действительно отмечаются нарушения речи в целом, произносительной стороны и фонематического слуха и восприятия, что обусловило необходимость проведения коррекционной работы с детьми. Были подобраны и выполнены упражнения и игры на формирование фонематических процессов, фонематического слуха, развитие произносительной стороны речи в целом. Проведение занятий привело к положительным результатам, о чем свидетельствуют данные повторной оценки состояния речи, произносительной стороны и фонематических представлений участников эксперимента, отмечалась положительная динамика в развитии речи, фонематических представлений и произносительной стороны детей экспериментальной группы, в которой проводилась развивающая, обучающая программа.
Следовательно, нами были выполнены все задачи, поставленные в исследовании, и достигнута первоначальная цель работы.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, у детей, посещающих логопункт ДОУ, отмечается недостаточно высокий уровень сформированности фонематического слуха и произносительной стороны речи, что определит необходимость подбора и апробирования методики преодоления выявленных нарушений. Мы смогли определить, что после проведения специально организованной формирующей логопедической работы с дошкольниками, посещающих логопункт ДОУ, уровень сформированности фонематических процессов и произносительной стороны речи у детей данной категории повысился.
Считаем наше исследование завершенным.
3,000 руб.
1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с.
2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3.Виноградова М.А. Практикум по психологии лиц с нарушениями речи. СПб. 2003.
4.Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: В 2 кн. — М., 1995.-Кн. 1.
5.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
8.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
9.Гриншпун Б.М. Классификация речевых нарушений // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. — М., 1995. — Книга 1.
10.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога). – с.93
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
12.Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975
13.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. - М., 1966
14.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
15.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
17.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников-М.,1971г.
18.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
19.Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
20.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
21.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.
22.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
23.Лурия А.Г. Язык и сознание. – М.,1979г.
24.Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
25. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство: "Гном и Д". М., 2007, 46с
26.Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: РУДН, 2007. – 91 с.
27.Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003.
28.Никашина Н.А. Речевое развитие учащихся массовой школы, обучающихся на логопедических пунктах.//Специальная школа, 1963, № 4.
29.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г
30.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
31.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
32.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
33.Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста //
34.Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.
35.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
36.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.
37.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
38.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.
39.Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970
40.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
41.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., 1997
42.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Издатель –Ювента. М., 2007
43.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г.
44.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста", М., 1977.
45.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
46.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М. Просвещение 1987г
47.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М, 1999.
48.Хватцев М. Е. Логопедия: Пособие для студ. пед. ин-тов и учителей спецшкол. — М., 1959.
49.Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
50.Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи.- //Дефектология,1986г.,№5.
51.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. с.30-31
3,000 руб.