Введение
Содержание
Заключение
Литература
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом типичном являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Именно логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания способствует преодолению разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких как заикание, общее недоразвитие речи; развивает неречевые процессы - координацию движений, правильное дыхание, музыкальность; способствует развитию: эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому, сенсомоторной координации.
Развитие речи и моторики становиться все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Проблема влияния логоритмики на развитие детей с ОНР так же актуальна, так как обучение детей затруднено ввиду недоразвития речи, у них недостаточно сформированы фонематический слух и психические процессы: восприятие, память, внимание, логическое мышление, наблюдались отклонения в эмоционально-волевой сфере, развитии моторики. Для категории детей с общим недоразвитием речи методика логоритмики практически не разработана. Есть разработки по работе с детьми, страдающими заиканием, алалией. Следовательно мы понимаем важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Специалисты создают благоприятную обстановку для развития речи детей.
Цель нашей работы – изучить значение логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи на основании чего подобрать и систематизировать комплекс логоритмических упражнений по коррекции речевого нарушения у детей дошкольников с ОНР 2 уровня.
Предмет исследования: использование логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: коррекция речевых нарушений у детей с ОНР при помощи логоритмических упражнений.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой нами проблеме;
2.определить теоретические основы формирования речи у детей дошкольного возраста: проанализировать особенности развития речи у дошкольников, выявить взаимосвязь развития речи и моторики у дошкольников, выяснить способы активизации речи детей в процессе развития моторики с помощью логоритмических игр и упражнений;
3.провести констатирующий эксперимент - исследование уровня развития речи и моторики у детей дошкольного возраста с ОНР;
4.подобрать методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня;
Гипотеза: Наше исследование строилось на предположении о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР 2-го уровня отмечаются нарушения речи и моторики, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы с использованием логоритмических упражнений будут нивелироваться.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Методологическими основами исследования являлись положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С.Выготский, С.Д.Кацнельсон, А.Р.Лурия, А.Н.Соколов), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия); фундаментальные научно-теоретические нйрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн).
Научная новизна исследования. В исследовании впервые проблема формирования моторики рассматривается во взаимосвязи с развитием сенсомоторного компонента речи. Проведен сравнительный анализ моторного развития детей с общим недоразвитием речи второго уровня. Выявлено своеобразие моторики дошкольников с речевыми нарушениями. На основе применения разработанной в исследовании методики оценки, определены разные уровни сформированности моторики у детей с речевой патологией.
Рассмотрены методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование дает возможность выявить специфику формирования речи и моторики у детей с нарушениями речи в процессе их обучения. В работе получили дальнейшее развитие научные представления о двигательном развитии детей с нарушениями речи, о влиянии моторики на успешность в овладения речи и рассмотрено значение логоритмических упражнений в процессе коррекции речевых нарушений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были подобраны методики по исследованию речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи и были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, логопедических детских садах и специализированных образовательных учреждениях.
База исследования: Специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи г. Москвы.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 82 страницы.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.1Особенности речевого развития детей с ОНР 2 уровня 8
1.2Организация работы по развитию речи 13
1.3Роль логоритмических упражнений в речевом развитии дошкольников с ОНР 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Изучение особенностей речи у дошкольников с
ОНР 2 уровня 28
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по главе 2 50
Глава 3. Методические рекомендации по использованию логоритмических упражнений для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР 2 уровня 51
3.1Применение логоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений 51
3.2 Логоритмические игры и занятия 55
3.3 Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов 66
Выводы по главе 3 74
Заключение 75
Библиография 79
Приложение 1 83
Приложение 2 92
3,000 руб.
В специальной литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений у детей.
Понимая значимость и важность работы по развитию моторики у детей с нарушением речи, логопеды детских садов начинают все активнее включать в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.
Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения (пальчиковая гимнастика) различной направленности: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной
позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Рост числа детей, имеющих различные речевые и неречевые проблемы, вызывает необходимость работы в тесном контакте воспитателя, логопеда и музыкального работника. Владея музыкальным инструментом и методикой музыкального воспитания, музыкальный руководитель может способствовать работе логопеда посредством логоритмики. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Целью логоритмических занятий является преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В задачи логоритмики входят оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций и др.); образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.); воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, воспитание личностных качеств, чувства коллективизма и др.); коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).
На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи и моторики детей с ОНР, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов.
Обобщая результаты исследований ученых, занимающихся проблемами развития речи и моторики детей дошкольного возраста с нарушениями речи можно сделать предположение, что у лиц с различными нарушениями речи отмечаются поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающие в связи с ними потребности в коррекции гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем речи. Поэтому именно с такими детьми в большей степени приходится заниматься не медикам, а педагогам и логопедам.
Оптимизировав опыт известных исследователей проблемы нарушения речи и моторики у детей с ОНР мы выяснили, что общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов и логопедов исследованы такие вопросы, как общее недоразвитие речи, уровни и причины данного нарушения, а также особенности развития речи у детей в норме и с ОНР. На основе проведенного анализа научной литературы мы выбрали логопедическую речевую карту, с помощью которой оценили такие параметры, как состояние интеллекта, конструктивная деятельность, моторное развитие, строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, общее звучание речи, понимание обращенной к ним речи, произношение, фонематическое восприятие и звуковой анализ, словарь, грамматический строй, функции словоизменения и словообразования и связная речь. Тем самым, мы провели диагностическое исследование состояния речи и моторики у дошкольников с ОНР. Проведенное исследование позволило выявить отклонение в развитии моторики и речи дошкольников. По результатам эксперимента появилась обоснованная необходимость проведения коррекционной работы с детьми.
Нами были подобраны логоритмические игры и занятия, которые, по нашему мнению, должны были способствовать улучшению речи детей. Проведение занятий привело к положительным результатам, о чем свидетельствуют данные повторной оценки состояния речи и моторики участников эксперимента, отмечалась положительная динамика в моторном развитии детей экспериментальной группы, в котором проводилась развивающая, обучающая программа.
Таким образом, нами был проведен анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой проблеме, в ходе которого были определены теоретические основы формирования речи у детей дошкольного возраста, проанализированы особенности развития речи и мелкой моторики у дошкольников, выявлена взаимосвязь данных параметров и выяснены способы активизации речи детей в процессе развития мелкой моторики с помощью игр и упражнений;
На основании полученных сведений был проведен констатирующий эксперимент - исследование уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР по подобранным методикам, в результате которого появилась необходимость подбора и апробирования логоритмические игры, занятия по развитию мелкой моторики в системе логопедического воздействия у детей дошкольного возраста с ОНР, тем самым был проведен формирующий эксперимент. Для выяснения эффективности подобранной коррекционной программы мы провели контрольный эксперимент, в результате которого были замечены улучшения состояния речи и моторном развитии детей.
Следовательно, нами были выполнены все задачи, поставленные в исследовании и достигнута первоначальная цель.
В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР 2-го уровня отмечаются нарушения речи и моторики, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы с использованием логоритмических упражнений будут нивелироваться.
3,000 руб.
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с.
2.Антакова – Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. М., 1974.
3.Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972г, 268с.
4.БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981
6.Вайзман А. П. Психология в дефектологии. – М.: «Просвещение», 1992.
7.Введение в логопедию. Часть I. Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.- 74 с.
8.Волкова Г.А «Логоритмическая ритмика», М. 1996
9.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968.
10.Воспитание у детей правильного произношения / Фомичева М.Ф. М.:ИПП. 1997. 320с
11.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
12.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\\\ В защиту живого слова. - М., 1966
13.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
14.Завгородняя А.С., Никулина Е.А. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. М., 1985
15.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
16.Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
17.Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
18.Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Мастюкова Е. М. - Владос,1997. - 304 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
20.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.: ил.
21.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Жукова Н.С. и др. ЕкатеринбургАРД
22.Логопедическая ритмика /Рычкова Н. А. - М.:Гном-Пресс,1998.-36 с.
23.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С-Пб, 2001
24. Лопухина И.С. «Логопедия – ритм, речь, движение», М., 1986, 465с
25.Международная классификация болезней. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л.Муллера, С.Ю.Циркина. – СПб.: Оверлайд, 1994.
26.Межиковская М.Б., Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах. Ташкент. 1989 год, 168с.
27.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.
28.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
29.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г
30.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с.
31.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
32.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
33.Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.
34.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
35.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969
36.Психологический словарь, 1983. С.332.
37.Репина З. А., В. И. Буйко. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. – 208с.
38.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001, 625с.
39.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
40.Словарь логопеда (понятийно-терминологический) /Под ред. Селиверстова В.И. М.: ВЛАДОС,. 1997
41.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
42.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
43.Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., 1997
44.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
45.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: М.: ВЛАДОС, 2004г, 234с.
46.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993.
47.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М, 1999.
48.Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.
49.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Составители: Алексеева М.М., Яшина В.И. М. Академия 1999 г.
50.Хрестоматия по логопедии. Т. 1 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
51.Хрестоматия по логопедии. Т. 2 /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 656с.
52.Шашкина Г.Р « Логоритмическая ритмика в системе коррекционно-педагогического воздействия», М. 1992
53.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.
54.Материалы сайта www.logoped.org
3,000 руб.