Введение
Содержание
Заключение
Литература
Связующим звеном между человеком и миром выступает деятельность. Человек рождается с общей потребностью к активной деятельности, познанию, самореализации и с потенциальными возможностями и способностями к мышлению, общению, труду.
Психологические представления о деятельности конкретизируются в учении о видах деятельности. Сменяющие друг друга в онтогенезе три вида деятельности - игра, учение, труд выделяют Л.С. Выготский и С.Я. Рубинштейн. Три основные социальные деятельности - труд, общение, познание представляют Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. Два вида деятельности - труд и общение выделяет А.Н. Леонтьев.
А.А. Леонтьев сформулировал определение общения «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно … Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне… общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…» [14, 242]. В то же время он подходил к общению как к условию любой деятельности человека».
«Общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, близко точке зрения Л.С. Выготского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение [5, 160]. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека.
Феномен общения, его природа, возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), ученых в области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, B.C. Мухина, Е.О. А.Г. Рузская, Смирнова, и др.).
На сегодняшний день имеется ряд исследований, посвященных изучению особенностей общения, его развития в дошкольном возрасте (М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.В. Рыбак, Д.Ю. Соколов и др.).
Одним из итоговых исследований в отечественной психологии по данной теме является монография «Развитие общения дошкольников со сверстниками», которая посвящена проблемам становления и развития общения дошкольников со сверстниками[30]. В ней обобщены обширные исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной в лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН.
Тем не менее, несмотря на изменения, произошедшие в обществе в целом, и, соответственно, в условиях развития и воспитания детей в частности, новых работ, отражающих эти изменения, по данной теме относительно немного. Можно выделить коллективный труд «Развитие межличностных отношений ребенка от рождения до семи лет», - Воронеж, 2001 [28]. Кроме нее опубликован также ряд научных статей, учебников и публицистических работ [8; 34; 39].
В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, взаимодополняющих отношениях между общением ребенка со взрослым и со сверстниками (Дж. Гибсон, А. Фрейд, Л. Данн, Х.Ф. Харлоу и др.). В необихевиористской школе социального научения (В. Хартап, Дж. Брайен) воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника; он может изменить общение детей и их отношения [38, 43].
Среди зарубежных авторов общение детей между собой во время игры, характер возникающих при этом конфликтов, роль соревновательных моментов и дружеских отношений изучали Х.К. Хейви, П. Дж. Грейн [47], А.Т. Джерсилд и Ф.В. Марки [48] и другие.
Согласно концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальными формами общения. Высшие психические функции ребенка имеют свой генез в совместной деятельности, в процессе взаимодействия участников кооперации. Таким образом, общее направление развития заключается в движении от социального к индивидуальному. С этой точки зрения, совместная деятельность рассматривается как необходимый этап и внутренний механизм индивидуально осуществляемой деятельности.
Коллективное действие, по сравнению с индивидуальным, обнаруживает существенно иные возможности, обладает особым содержанием и характерной формой. Л.С. Выготский придавал большое значение взаимодействию ребенка со взрослым как носителем социальных и культурных образцов поведения. В психологических исследованиях, продолжающих традиции культурно-исторической теории, изучается специфика форм кооперации ребенка со сверстниками, которая не просто усиливает эффект кооперации со взрослым, а воздействует на процесс интериоризации иначе. Так, показано, что помощи взрослого недостаточно для интериоризации некоторых действий (например, контроля и оценки). Для их формирования необходимо также совместное действие со сверстниками, относительно автономное от взаимодействия со взрослыми и как бы «уравнивающие» права субъектов в процессе совместной работы.
В дошкольном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.
Психологическое наблюдение за детьми открывает уникальную возможность увидеть истоки коммуникативной деятельности сверстников, а также проследить предысторию их общения и основы более сложных и трудных для анализа форм взаимодействий детей последующих возрастных периодов. Такие исследования помогают понять многие проблемы во взаимоотношениях взрослых людей и предотвратить их возникновение, скорректировав воспитание детей.
Актуальность работы состоит в необходимости развития исследований особенностей коммуникативной деятельности дошкольников с целью выработки адекватных психологической теории и практике рекомендаций специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Цель работы – Изучить особенности коммуникативной деятельности дошкольника со взрослыми и сверстниками.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
Изучить теоретико-методологические подходы к проблеме коммуникативной деятельности дошкольника;
Исследовать особенности коммуникативной деятельности дошкольника 4 лет со сверстниками и взрослыми;
Предмет исследования – формирование опыта общения дошкольника в коллективе сверстников.
Объект исследования – коммуникативная деятельность дошкольника.
Гипотеза исследования: В изучении коммуникативной деятельности дошкольников мы исходили из следующих допущений:
характер отношений со сверстниками в дошкольном возрасте определяется характером отношений с взрослыми;
различные варианты отношений к сверстникам опосредуются уровнем развития общения со сверстниками.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Первая глава раскрывает психологическое содержание понятия общения с точки зрения деятельностного подхода, описывает мотивы и средства общения дошкольника.
Во второй главе исследуются специфические стороны общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками: особенности развития общения со сверстниками, а также роль взрослого в обеспечении общения детей-дошкольников.
В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования индивидуальных стилей общения дошкольников.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Деятельностный характер общения дошкольников 8
1.1. Психологическое содержание понятия общения 8
1.2. Мотивы и средства общения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 16
Глава 2. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста 28
2.1. Особенности развития коммуникативная деятельности
со сверстниками в дошкольном возрасте 28
2.2. Роль взрослого в организации деятельности общения
детей-дошкольников 30
Глава 3. База организации и методы исследования 34
3.1. Организация исследования и его методы 34
3.2. Исследование особенностей деятельности общения со
взрослыми 35
3.3. Исследование особенностей деятельности общения
со сверстниками 42
3.4. Выводы 45
Заключение 47
Литература 50
Приложение 1. 54
Приложение 2. 58
3,000 руб.
Общение оказывает неспецифическое воздействие на ребенка, которое заключается в том, что положительные контакты со сверстником создают у него общий благоприятный эмоциональный настрой, в целом повышающий уровень его функционирования.
В общении с ровесником ребенок получает новые яркие впечатления, в совместных играх наиболее полно удовлетворяется его потребность в активности, развивается эмоциональная сфера. Также обнаруживается специфический путь влияния общения детей на их развитие. Он заключается прежде всего в том, что ровесник открывает для ребенка новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером. Важным представляется и проявляющее себя в контактах со сверстником творческое самовыражение малышей. Получая от ровесника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок наиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, что приводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие.
Еще один существенный результат общения с ровесниками - формирование у детей такого личностного качества, как инициативность. Если взрослый подчас предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в совместную деятельность, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность. Именно инициативность очень интенсивно развивается с момента возникновения общения между детьми.
На протяжении дошкольного детства происходят изменения в мотивах поведения ребенка, состоящие не только в том, что меняется их содержание и появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов начинает складываться соподчинение, иерархия – и это является важнейшим новообразованием в развитии личности ребенка, поскольку придает определенную направленность всему его поведению.
Развитие совместной деятельности со сверстниками и образование детского общества приводят не только к тому, что одним из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий, но и к возникновению соревновательных мотивов. Дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.
По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о своем собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы обеспечить успех всей команде.
Важную роль для развития дошкольников, для успешного общения со сверстниками и взрослыми играет их самооценка. В норме для дошкольников характерна общая положительная самооценка, которую обеспечивают любовь и бескорыстная забота старших. «Ее наличие, - отмечает М.И. Лисина, - обусловливает типичную склонность дошкольников завышать представление о своих возможностях, отмечаемую многими исследователями. Впрочем, такая неточность образа очень полезна для развития детей, потому что поощряет их ставить перед собой трудные задачи и максимально мобилизовать силы для их достижения».
Потребность в общении дошкольников со сверстниками конституируется и функционирует на протяжении почти двух лет (примерно с 2 до 4 лет) как потребность в соучастии и самовыражении. Начиная с 3 лет и до поступления в школу дети испытывают острую потребность в доброжелательном внимании ровесников.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что уже в начале периода дошкольного возраста складываются индивидуальные варианты отношения к сверстнику, - а также частные гипотезы: характер отношений со сверстником в возрасте 4 лет (начальный этап дошкольного возраста) определяется отношением со взрослым; различные варианты отношений к сверстнику зависят от уровня развития общения со сверстником.
Выделенные индивидуальные варианты отношений со сверстником могут служить для диагностики типов общения детей со сверстниками.
3,000 руб.
Андреева Г.А. Социальная психология. - М: Изд-во МГУ, 1980. – 416 с.
Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - Л.: ЛГУ, 1965. – 123 с.
Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 256 с.
Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1984. - С. 269-318.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности у детей раннего возраста в общении со сверстниками // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2. – С. 27-34.
Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста / Вопросы психологии / www.voppsy.ru/issues/1985/855/855046.htm.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М.: Педагогика, 1996. – 143 с.
Годовикова Д.В., Гаврилова Е.И. Осознание детьми от 2 до 5 лет качеств их сверстников - партнеров по совместной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - М.: МГУ, 1976. – С. 171-180.
Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. - М.: МГУ, 1985. – С. 46-53.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 164 с.
Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. - 1991. - №6. – С. 21-30.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1983. – 378 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. – 365 с.
Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. – С. 268-294.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. – С. 111-124.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 112 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 444 с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 1995. – 608 с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Владос, 1999. – 640 с.
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. – 135 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
Психология. Словарь. Составитель Л.А. Карпенко / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. – 512 с.
Развитие личности ребенка / Под общей ред. A.M. Фонарева. - М.: Педагогика, 1987. – 271 с.
Развитие межличностных отношений ребенка от рождения до семи лет. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 177 с.
Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 1998. - 96 с.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Я.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 215 с.
Рейнстейн А.Э. Особенности речи дошкольников в общении со взрослым и сверстником // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. - М.: Наука, 1976. – С. 99-107.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. – 230 с.
Рубина Е.Н. Психологические основы обучения дошкольников / www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_08-05_16.pdf.
Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2006. – 368 с.
Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Вопросы психологии / www.voppsy.ru/jou
als_all/issues/1996/966/966076.htm.
Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. – С. 5-15.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003. – 128 с.
Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследования общения дошкольников со сверстниками (обзор американской литературы) // Вопросы психологии. - 1988.- №2. – С. 167-174.
Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. – С. 5-13.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995. – 288 с.
Фрухт Э.Л. Развитие начальных форм общения между детьми на первом году жизни // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика 1976, C. 122-123.
Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей / Психология личности. - М.: Просвещение, 1982. – С. 108-114.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. – 560 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – С. 6-20.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
Dawe H.C., Grein P.J. An analysis of two hudred guarrels of preschool children // Child Development, 34. v.5.6.
Jersild A.T., Murkey E.B. Conflicts between preschool children // Psychol. Monogr., 1935, №21.
3,000 руб.