Среди принципов культуры мира приоритетным является отказ от насильственных методов разрешения любого рода конфликтов, недопущение человеческих жертв, предотвращение насилия и конфликтов у самых истоков их возникновения.
Насилие присуще человечеству на протяжении многовековой истории. Оно почти утвердило себя как главная функция государства и государственности вообще, оно проникло в культуру, образование, взаимоотношения в семье, в обществе, в коллективе, в межгосударственные отношения. Многие великие гуманисты в разное время проповедовали, что разорвать порочный круг насилия можно, только отказавшись от него и противопоставив ему толерантность, уважение к мнению других, уважение других культур и их составляющих- обычаев, традиций, религиозных и политических воззрений, учитывая интересы не только большинства, но и меньшинства.
В настоящее время в условиях глобализации мира, как никогда, широко осознается необходимость перехода к новому типу социальных отношений, основанных на принципах толерантности и ненасилия.
Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми. И тогда помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а чаще всего — в виде нравственных норм, допускающих вариативность отношений между людьми.
В связи с этим в настоящее время особую популярность приобрела специальная отрасль знаний – этика ненасилия, раскрывающая основные аспекты ненасильственного взаимодействия между людьми.
Являясь одним из определяющих и значимых факторов в жизни ребенка, сфера его взаимодействия с окружающими людьми должна носить ненасильственный характер, т. е. стать ненасильственной.
Изучение процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста еще не стало специальным предметом изучения в педагогике, несмотря на то, что в практике ощущается острая потребность в такого рода исследованиях.
При таком подходе перед педагогом возникает ряд проблем: как организовать образовательный процесс, чтобы помочь дошкольнику обрести подлинную уверенность в себе, в своих способностях и возможностях; как создать необходимые условия для успешного протекания процесса самопознания ребенком своей личности, что позволит в дальнейшем сформировать у него толерантное отношение к другим, независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности; как построить педагогическую работу, чтобы обеспечить овладение ребенком ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, изучение процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей старшего дошкольного возраста представляет особую актуальность.
Предметом педагогических исследований проблемы ненасильственного взаимодействия между людьми являлись следующие вопросы: понимание ненасильственного взаимодействия в истории педагогической мысли (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский); его значение при построении учебно-воспитательного процесса и влияние на результативность процессов воспитания и обучения в образовательных учреждениях (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, О. С. Газман и др.); реализация принципов педагогики ненасилия в дошкольной педагогике (М. Монтессори, Я. Корчак, В. А. Петровский, М. и Р., Снайдеры, Р. Снайдер-младший, М. В. Корепанова).
Объект данного исследования – способности ненасильственного взаимодействия.
Предмет исследования – процесс формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Цель данного исследования – изучение особенностей формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие ненасильственного взаимодействия
Определить особенности формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста
Выявить сформированность способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста
Изучить и апробировать методы и приемы, направленные на формирование способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста, и дать анализ результатов их использования.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста будет эффективным при условии:
- знания и понимания педагогом специфики ненасильственного взаимодействия;
- владения основными способами формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста;
- использования методов и приемов, направленных на формирование способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, педагогический эксперимент.
База исследования – ДОУ № 270 г. Волгограда.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема формирования способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста……………7
1.1. Понятие ненасильственного взаимодействия……………………………7
1.2. Особенности формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста……21
Вывод по главе 1…………………………………………………………………35
Глава 2. Исследование путей формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
2.1. Диагностика сформированности способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста……………..
2.2. Методы и приемы формирования способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста…………….
2.3. Анализ результатов ………………………………………………………….
Вывод по главе 2………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
3,000 руб.
Проведенная исследование по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста и проведённая коррекционная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.
Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.
2. Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия. Сказанное позволяет говорить о необходимости ранней диагностики таких конфликтных отношений.
3. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При выявлении в ходе диагностики конфликта в мотивах и конфликта в операциях игры и обучении ребенка в игровой форме способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры было доказано, что при неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.
3,000 руб.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М.,1983
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63
Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: Учеб.-метод, пособие для педагогов и студ. / Под ред.Н. М. Борытко. Волгоград, 2002. 12 с
Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.
Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1987.
Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л., 1990
Ганди М. К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии 1993. -№ 3.
Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия// Вопросы философии 1994.- №6
Гусейнов А. А. Этика ненасилия// Вопросы философии 1992.- №3
Иванов В. М. Христианство и ненасилие //Принципы ненасилия. М., 1991
Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972
Икрянникова Т. Н. Основные аспекты формирования позиции субъекта бесконфликтного взаимодействия у детей дошкольного возраста // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод, тр. Вып. 6. Ч. 3. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 80 с.
Икрянникова Т. Н. Педагогическая поддержка процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5—7 лет //- Проблемы экологической безопасности и здоровья дошкольников: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград, 3—4 февр. 2004 г. Волгоград: Перемена, 2004. 199 с.
Икрянникова Т. Н. Социально-личностное развитие дошкольников: Учеб.пособие к спецкурсу.- Волгоград: Перемена, 2004.-83с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.
Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 240 с.
Корчак Я. Как любить ребенка: о воспитании: Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
Куканова Е.В. Личностно ориентированная технология обучения в педагогике ненасилия // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. ст. и материалов 20-й Всерос. науч.-практ. конф. по пробл. педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 21 апр. 1999
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. – М., 1991
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994
Монтессори A.Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. ст. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Карапуз, 2000. 272 с.
Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под. Ред. В. А. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.
Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160
Ситаров В. А. , Моралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.
Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 272 с.
Семенака С.И. "Учимся сочувствовать, переживать".Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.– М.: Просвещение. – 2001. -139с.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение. – 2001. -120 с.
Семлен Ж. Выход из ненасилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия».– 2000.
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.
Cлавина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М., 1989
Толстой Л. Н. Соч. Т 4. 5-е изд. М., 1886.
Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 1997.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.— М., 1998
Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
Шабалина О.Л. Идеи ненасилия и гуманного общения в истории педагогики // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. ст. и материалов 20-й Всерос. науч.-практ. конф. по пробл. педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 21 апр. 1999
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
3,000 руб.