В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.
В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средств массовой информации (СМИ), ограниченного анализом потребления аудиторией массовой информации, при котором измеряются главным образом масштабы «охвата» газетами, радио и телевидением многомиллионных аудиторий, системный подход позволяет обнаружить, что масштабы реального влияния СМИ на социальную активность личности пока еще далеки от ожидаемого.
Цель работы – представить основные подходы к оценке влияния СМИ на личность и общество.
Глава один описывает некоторые вопросы взаимодействия потребительской аудитории и масс-медиа.
Во второй главе работы анализируется характер воздействия СМИ на личность и общество.
Глава три посвящена влиянию СМИ на общественное сознание населения России.
В четвертой главе резюмируются реальные и потенциальные угрозы масс-медиа обществу и личности.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие потребительской аудитории и СМИ 4
Глава 2. Характер воздействия СМИ 11
Глава 3. Средства массовой информации и их влияние на общественное
сознание населения России 14
Глава 4. СМИ как социальная угроза обществу 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
1,200 руб.
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и выражается рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.
Роль СМИ в обществе невероятно высока. Пресса, с одной стороны, призвана одновременно информировать и разъяснять большей части населения, что, а главное зачем, происходит. С другой стороны, предоставлять возможность экспертам, специалистам и аналитикам довести свои мысли до правящей верхушки, тех людей, которые несут ответственность за принятие решений. Главная задача СМИ - блюсти интересы государства, подразумевая интересы людей в нем живущих. Средства массовой информации призваны играть роль чуткого проводника между властью и обществом, доводя их взаимоотношения до совершенства. Но это в идеале.
В России же сложилась ситуация, как говорится «с точностью до наоборот». Даже в лучших изданиях процветает, так называемая «джинса» (публикуются заказные материалы). Объем проплаченных статей в печатных изданиях порой может доходить до 80% от общего объема подаваемой информации. И это, в принципе, объяснимо, заказ является подчас единственным средством к существованию для некоторых СМИ. В качестве одного из возможных вариантов решения проблемы связи рекламы и СМИ, в результате которой вторых обвиняют в ангажированности и необъективности, можно и нужно просто соблюдать закон.
В статье 5 Закона № 108-ФЗ от 18 июня 1995 года «О рекламе» сказано: «Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала». Необходимо развивать такую форму подачи материала как рекламная статья – «адвэториос» (от английского «advertising» - реклама), которая чрезвычайно популярна за границей. Необходимо повышать узнаваемость рекламных материалов. «Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства ее распространения». Подробнее останавливаясь на иностранном опыте можно утверждать, что введение критериев и жестких санкций за их несоблюдение со стороны государства возымело реальные результаты. С помощью подобных мероприятий, что является более весомым, нежели введение карательных мер, была воспитана поведенческая культура работников масс-медиа, и сейчас осуждение со стороны профессионального сообщества является более сильным аргументом в пользу отказа от производства «заказного материала», нежели угроза наказания. При этом написанные профессионально рекламные очерки и статьи, например, с пометкой «На правах рекламы», воспринимаются читателем с не меньшим интересом, нежели обычные, публикуемые бесплатно.
Нельзя утверждать, что в прессе не публикуются профессиональные аналитические или публицистические материалы, на телевидении не выходят прекрасные авторские программы по культуре и искусству, а по радио передается сплошная реклама, - конечно, это не так. Но весь ужас ситуации как раз и состоит в том, что российские потребители продукции средств массовой информации в большинстве своем часто просто не обращают внимания на «нормальные» материалы. Пропагандистская машина СМИ, успешно работающая в течение десяти лет, установила совершенно четкие границы между тем, что интересно, а что нет.
Единственным выходом из сложившегося, между прочим, угрожающего здоровью нации, положения может стать продуманная, основанная на интересах общества, политика государства.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене». №85-ФЗ. 4 июня 1996 г.
3. Витгенштейн Л.И. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2.
4. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация // Социология. Основы общей теории – М.: Флинта. 1996.
5. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука. 1984.
6. Каган М.С. Мир общения. - М.: Мысль. 1988.
7. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. – Киев. Наукова думка. 1992.
8. Конецкая В.П. Социология коммуникации – М.: РАСТ. 1997.
9. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации – Киев. КГУ. 1993.
10. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 6 – Тарту. 1973.
11. Луман Н. Что такое коммуникация // Социологический журнал. 1995. №3.
12. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер. 1997.
13. Манаев О.Т. Включение личности в сферу влияния СМИ: опыт социологического исследования. – М.: ДИС.1982.
14. Мусхешвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагматизация коммуникация // Вопросы философии. 1997. №10.
15. Полуэктова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. 1998. № 1.
16. Почепцов Г.Д. Теория и практика коммуникации - М.: МГУ. 1998.
17. Свитич Л.Г., Ширлева А.Л., Колесник С.Г. Российский и американский журналист // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1995. № 1.
18. Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности - М.: МГУ. 1986.
19. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации – М.: Прогресс. 1989.
20. Фирсов Б.М. Пути развития массовой коммуникации - Л.: Нева. 1977.
21. Фирсов Б.М., Муздыбаев К.С. К построению системы показателей использования СМК // Социологические исследования – 1995. № 1.
22. Хабермас Ю.К. Теория коммуникативного действия // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1993. № 4.
23. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995г. №5.
24. Яременко О.С. Региональные информационные рынки // Бизнес информ. 1995. № 13-14.
25. Ярская - Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3.
26. Коммуникация. Коммуникация межличностная. // Российская социологическая энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия. 1998.
27. Коммуникация // Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия. 1989.
28. Общение // Российская социологическая энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия. 1998.
29. Общество и пресса. Круглый стол журнала РЕГИОН проблемы и перспективы // РЕГИОН: проблемы и перспективы. 1997. № 4.
30. Проблемы психологического воздействия. – Иваново. ИвГУ. 1989.
1,200 руб.