Готовая дипломная работа
на тему:«Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения»
Цена: 2,500 руб.
Номер: V25302
Предмет: Психология
Год: 2004
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность проблемы. Русско-американский социолог П. Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами — войнами, революциями, бунтами.
На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями — определяемые термином межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, к сожалению, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего носителями напряженности являются доминантная этническая общность и этническое меньшинство. Состояние напряженности имеет свои особенности, например, она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий (вооруженный конфликт, боевые действия) так и скрытой, тлеющей (экономическое давление). В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной.
Необходимость работы с проблемой этнических конфликтов в настоящее время приобрела исключительную актуальность. Она обусловлена нарастанием межэтнической напряженности как внутри страны (например, Россия – Чечня; Россия - Башкирия), так и на международном уровне (США – Ирак; Россия - Латвия). Причем зачастую наблюдается тенденция повышения уровня конфликтности представителей разных национальностей друг к другу у людей от 16 до 20, 22-х лет. В этом возрасте (от 15 – 16 лет) у многих молодых людей происходит отрыв от семьи, от привычного круга общения, который заметно расширяется и в который они входят со всеми установками и ценностями которые дала им семья.
Разрешением этнических конфликтов занимаются многочисленные государственные и общественные организации различных стран, международные учреждения.
В конфликтологии и психологии в последнее время интенсивно разрабатывается тематика этнических конфликтов. В нашей стране этой проблемой занимаются, например, Тишков В. А., Зеркин Д. П., Черепухин А. В., а за рубежом – Дарендорф Р., и Хоровиц Д. Что же касается степени разработанности проблемы этнических конфликтов, то об этом как нельзя лучше высказался известный американский специалист в области этнических конфликтов Д Хоровиц *, автор одной из наиболее цитируемой в мировой этноконфликтологии работы «Конфликт этнических групп». Еще в 1985 году он писал: «Мы более не испытываем недостатка в фактическом материале по проблемам этничности. Нам не хватает объяснения — принципов, с помощью которых можно классифицировать факты, научать структуру и ткань межгрупповых отношений, понимать механизмы конфликта… В главном, у нас слишком много знания и недостаточно понимания, слишком много фактов и слишком мало понятий».
За прошедшие годы ситуация мало изменилась, несмотря на большое количество работ по этнической конфликтологии, созданных в рамках социологических, психологических и других отраслях научного знания.
Это относится в полной мере и к категории «этнический конфликт». Проанализировав литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что в отечественной, в отличие от зарубежной, литературе по психологии и конфликтологии, публицистике, выступлениях политических деятелей, средствах массовой информации периодически возникают дискуссии о том, какой именно конфликт можно называть или считать этническим. Ведь зачастую более видимым или даже определяющим фактором в возникновении конфликта, является политический.
Да и сами конфликты множественны по своей природе, они проходят латентно и отнести их к какому – либо отдельному виду часто не
*Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. – Berkley, Los Angeles, London, 1985, p. XI
представляется возможным, грань между ними невозможно четко определить, одна форма заключает в себе другую.
Важной задачей является работа по профилактике этнических конфликтов и особенно в среде подрастающего поколения, которые все чаще приобретают конфликтные формы. Для профилактики этнических конфликтов на этом уровне следует проводить работу с семьей, показывая на примерах преимущества демократического типа семейных отношений, как в меньшей степени конфликтного, что отразится на типе отношения и с другими людьми, в том числе и других национальностей.
Необходимо решать проблему терроризма, весьма актуальную сейчас в связи с возникновением новых государств в Европе, развитием экономики, эмиграции или миграции вообще и внутренней миграции в частности. Стоит уделять внимание и культурным традициям при решении проблем терроризма.
В целом же изучение проблемы конфликтов в межэтнической среде имеет весьма важное значение, ведь стабильность этнических отношений в государстве - важный фактор, обуславливающий стабильность общества в целом.
Цель исследования: выявление зависимости типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа межличностных отношений в семье.
Задачами исследования являются:
• оценка отношения реципиентов к представителям иных национальностей;
• изучение типов межличностных отношений в семьях;
• исследование типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения;
• выявление корреляции между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
Объект исследования: тип отношений в семье и тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
Предмет исследования: зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения.
Гипотеза: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения. Методы исследования:
• метод анкетирования;
• методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, в адаптации Н. В. Гришиной;
• методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
• методика диагностики родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга и В. В. Столин.
Методологическими основами исследования явились подход К. Томаса к конфликтам, а именно: постановке акцента на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», Томас подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Другой методологической основой нашего исследования, стала точка зрения на тип родительского отношения авторов теста «ОРО» А. Я. Варга и В. В. Столин. Они считают, что родительское отношение это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Еще одним методологическим основанием исследования является возрастная периодизация развития человека Э. Эриксона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов. Профилактика должна включать работу с родителями, в целом с семьей, для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных проблем.
Похожие работы:
Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях ➨
В школьной среде возникает множество конфликтов, как сpеди учащихся, так и мeжду учеником и учителем, родитeлeм ...
Деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа ➨
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей ...
Перед машиностроением в условиях рыночной экономики стоит настоятельная задача повышения эффективности производства. ...
Анализ поставленной задачи.
Для хранения информации о студентах следует организовать некоторую, специально ...
Психологические взаимоотношения детей и родителей в семьях разного типа ➨
Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей взаимодействия родителей и детей в ...