Актуальность исследования. В последние десятилетия, в стране происходят коренные преобразования, идет поиск новых путей развития общества. В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения.
Изменения в области образования явились одной из важных составляющих реформы 1864 г., потому их объективное и всестороннее исследование остается одной из актуальных проблем исторической и педагогической науки. Образование стало той основой, определяющей последующие ступени обучения и воспитания человека, пути дальнейшего духовного развития.
Необходимость преемственности в образовании обусловлена возможностью использования наработок прошлого и избежания выявленных ошибок на современном этапе развития. Исследования предыдущих лет по истории развития отечественного образования, находившиеся под влиянием господствующей идеологии, отличаются односторонностью.
Построить новую школу нельзя, отбросив все старое, созданное мудростью народа. Без знания о том, чем жила старая школа, какими силами располагала, какие идеалы завещала, нельзя понять, что она должна нести в себе сейчас. В этой связи, анализ проблем отечественного образования второй половины XIX века представляется весьма актуальным в свете современных проблем российского образования.
Степень разработанности проблемы. В отечественной истории и истории педагогики по объекту исследования имеется достаточно обширный материал. Для более удобного его рассмотрения необходимо обозначить общую схему периодизации историографии: дореволюционная, советская и современная (постсоветская) историография.
Консервативные историографы дореволюционного периода освещали преимущественно деятельность государства в области образования. Основные работы были написаны В. В. Григорьевым, С. И. Миропольским, С. В. Рождественским. Источниками для их трудов служили многочисленные циркуляры, постановления, распоряжения правительственных и государственных учреждений. Эти исследования представляют значительную научную ценность, так как вводят в оборот большой массив документов.
Принципиально иной была источниковая база у либералов, писавших о земской деятельности в области народного образования - земские статистические обследования, материалы делопроизводства земских учреждений, периодической печати, произведения ведущих педагогов, сотрудничавших с земствами. В число сочинений подобного рода попадают обобщающие труды В. И. Чарнолуского , П. Ф. Каптерева, Б. Б. Веселовского.
Правительственные мероприятия предстают в их работах как препятствия делу "народного просвещения" и потому рассматриваются в русле общеполитической борьбы за "народное освобождение". Именно их работы во многом содействовали тому, что в историографии утвердился взгляд на начальную школу как исключительную заслугу земства. Упомянутые авторы создали представление, согласно которому земская начальная школа оценивалась как наиболее успешная и эффективная форма образования народа. Из их сочинений эти оценки, воспринимаемые некритично, перекочевали в советскую историографию.
Анализируя ситуацию написания этих трудов, мы сталкиваемся с феноменом особой системы личных, неформальных связей, объединявших общественных деятелей, занимавшихся проблемами образования. Это специализированное сообщество воспринималось остальной частью политически активной либеральной "общественности" в качестве группы экспертов, и поэтому выводы и оценки этой группы оказывались быстро ретранслируемыми в "общественное мнение" и либеральную прессу, создавая эффект общественной истины, противопоставляемой точке зрения государства. Большое значение имеют также церковные источники, не обладавшие официальным статусом. В первую очередь это пресса. Привлечение, кроме
3,000 руб.
Введение 1
Глава 1. Проблемы развития отечественного образования во второй половине XIX в России 6
1.1. Развитие народного образования во второй половине XIX века 6
1.2. Общественно - педагогическая мысль России о характере и проблемах развития народного образования во второй половине XIX века. 12
1.3. Этапы становления государственной образовательной системы России 31
1.4. Принцип народности как ценностный ориентир в поисках идеала национальной образовательной системы. 35
Глава 2. Развитие идей народного образования в отечественной педагогике второй половины XIX века 46
2.1. Научно-педагогическое обоснование идеи народного образования 46
2.2. Государственная политика в сфере народного образования. Проблема финансирования земских и церковно-приходских школ. 79
2.3. Организация учебно- воспитательного процесса в церковно – приходских и земских школах 91
Глава 3. Практические пути реализации идей народного образования 97
3.1. Смоленская губерния. Вторая половина XIX века 97
3.2. С.А. Рачинский и его школа 102
Заключение 116
Список использованной литературы : 120
3,000 руб.
В последней трети XIX века в России создались реальные предпосылки возникновения народной школы. Это обусловлено, прежде всего, изменившимся менталитетом народа под влиянием событий "великих реформ". Отмена крепостного права как выдающееся социальное явление в жизни русского народа, вместе с рядом других значительных реформ, значительно продвинула Россию на пути создания гражданского общества.
1. Сущность идеи народного образования в рассматриваемый период состояла в стремлении различных социально-политических и общественно-педагогических сил России усилить русский национальный компонент в системе отечественного образования; сделать образование подлинно народным, способным культивировать и транслировать через будущие поколения национальные ценности, культуру, традиции; освободиться от механического использования традиций западноевропейской системы образования без учета особенностей этнокультурной среды отечественной школы.
2. Возникновение и развитие идеи народного образования происходило в рамках развития капиталистических отношений; освоения либерально-демократической идеологии; формирования новых социальных групп и сословий, в своей деятельности изменяющих систему ее социально-экономических, социально-политических и социокультурных отношений. Изменение социокультурных условий осуществлялось в контексте двух процессов: с одной стороны, изменения социально-экономического базиса государства, преобладания капиталистических тенденций во всех сферах общественной жизни, приобщения к западной культуре; с другой стороны, стремления к укреплению национального суверенитета, национальных особенностей российской государственности, самобытности русской культуры.
В условиях сочетания этих двух противоречивых процессов происходили поиск национального идеала, верификация национальной идеи государства, которая имела различную социально-политическую направленность: национально-монархическую на религиозной основе в официальных кругах; этнокультурную с учетом возможности взаимовлияния национальных культур среди либералов и от революционно-патриотической у революционеров-демократов до интернациональной у социал-демократов.
Влияние социально-политических сил на изменение характера, направленности и содержания идеи народного образования целиком зависело от политических приоритетов в определенный исторический период. Во второй половине XIX века господствующее место принадлежало официальной трактовке русской национальной идеи. Для начала ХХ столетия характерно открытое противоборство между сторонниками государственной линии (в основном деятелями правых и крайне правых монархических организаций) и приверженцами либеральных позиций.
3. Появление идей народного образования было продиктовано динамикой общественно-педагогического движения второй половины XIX - начала ХХ века. На фоне активного изучения западноевропейских образовательных моделей, в недрах педагогической общественности крепло движение за приоритет национальных традиций в русской школе. Его инициаторами выступали Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.
Обращение к идее русской национальной школы среди представителей
общественно-педагогического движения было вызвано изменениями общественных потребностей в контексте национального образования:
- со стороны государства - удовлетворением потребностей в специалистах, созданием национальной экономической элиты;
- со стороны интеллигенции - изучением национальных особенностей с целью эффективного взаимодействия с инонациональной культурой;
3,000 руб.
1. Государственный архив Смоленской области /ГАСО/
2. Фонд канцелярии Директора Народных училищ. Ф. 505. Оп. 407.
3. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Министерства народного Просвещения. - СПб.: б. и., 1874. - 349 с.
4. Отчет школьной комиссии Владимирского губернского отдела Союза
5. русского народа. - Владимир: б. и., 1908. - 16 с.
6. Сборник постановлений по Министерству народного Просвещения за 1855 - 1890 гг. - СПб.: б. и., 1867 - 1894. - Тт. 3 - 13.
7. Закон “Об образовании Российской Федерации” // О внесении изме-
8. нений и дополнений в закон Российской Федерации “Об образовании”. - М.: Новая школа, 1996. - 64 с.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Изд-во АПК и ПРО, 2002. - 25 с.
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Официальные документы в образовании. - 2001. - № 21. - С. 3-11.
11. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 1998. - № 8. - С. 44-60.
12. Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Аксаков К.С.Эстетика и литературная критика. – М.: Искусство, 1995. – С. 317-325.
13. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. / Под. ред. П.А. Лебедева. – М.: Педагогика, 1990. – 606 с.
14. Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX - начало XX века) // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 70-75.
15. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.
16. Беляев И. Ответ Тульским епархиальным ведомостям // День. - 1862. - № 18. - С. 5-7.
17. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. М.И. Кондакова. – М.: Педагогика, 1982. – 287 с.
18. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1953. – 334 с.
19. Багге М.Б. Школа Рачинского как педагогическая система: Дис. ..канд. пед. наук. – СПб., 1999. – 206 с.
20. Бутов А.Ю. Народное учительство России в общественно-педагогическом движении конца XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1991. – 209 с.
21. Бунаков Н.Ф. Школьное дело. – Спб. 1886.
22. Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX - начала ХХ вв. // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 89-93.
23. Вахтеров В.П. Заметки о народной школе. // Ф. Троицкий. Забытые и заброшенные, но крайне необходимые книги нашей школы, особенно духовной. – Казань, 1889, С.61-110.
24. Введенский Е. С. Деятельность Русской Православной Церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - XX вв. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ярославль, 2003.-314с..
25. Веселовский Ю. Национальный вопрос в сфере школьного дела// Вестник воспитания. – 1906. – № 2. – С. 14-19.
26. Вестник Союза русского народа. – СПб., 1910-1911.
27. Вессель Н.Х. Общественное училищеведение. // Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959, с. 102-128Педагогическая хроника. – 1878-1880. – №№ 1-32.
28. Вейкшан Н.В. Лев Толстой как педагог. // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989, С.6-32.
29. Вессель Н.Х. Метод. Элемент в обучении. //Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959, с. 129-162.
30. Вессель Н.Х. О перестройке современной системы образования. // Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. – М., 1959, с. 68-93.Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Сост.
31. Виталий (Уткин), игум. Из истории становления начального народного образования в России в первой половине XIX века // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием "Глинских чтений" / Гл. науч. ред. Т. Г. Человенко. - В 3-х т. - Т. 1. - Орел: ОРАГС, 2006. - С. 110-118.
32. Водовозов В.И. Идеал народного учителя. // Избр. пед. соч. – М., 1986. с. 254-260.
33. Волжский С. Народное образование в России. – М., 1872.
34. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. - М.: Воскресная школа, 2004. - 368 с.
35. Гладьева О. В. Национальный идеал в образовании России XIX века: Выпускная квалификационная работа. - Волгоград, 2003.
36. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986. - 348с.
37. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы //Педагогика. – 1997. – № 1. – С. 68-70.
38. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост. и коммент. С.А. Вайгачев.– М.: Книга, 1991. – 573 с.
39. Ельницкий А. Маслов Степан Александрович // Русский биографический словарь. Доп. т. 4. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - С. 115.
40. Кавелин К.Д. О русском характере // Диалог. – 1990. – № 3. – С. 111-112.
41. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с. - (Серия "Библиотека русской педагогики").
42. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. - М.: Правило веры, 2002. - 662 с.
43. Корсунский И. Государственное значение церковно-приходской школы. - М., 1888. - 69 с.
44. Крупин В. Как из русской школы изгоняли священнослужителей // Москва. - 1997. - № 7. - С. 191-198.
45. Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX - начале XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 2004. - 246 с.
46. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. Гл. 6. Вера, наука, образование. - М.: Наука, 2006..
47. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели историческоймысли / Сост. В.А. Александров. – М.: Правда, 1991. – 216 с.
48. Корф Н.А. Что ожидает земство от министерства народного просвещения // Голос, 1882, № 177,179
49. Корф Н.А. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. Изд. 6, - Спб., 1879.
50. Лейкина – Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. – М., 1971, 368 с.
3,000 руб.