Главное лицо в учебном процессе – ученик. Усилия учителя направленные на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят его желание учиться.
На сегодняшний день основной проблемой школы является нежелание школьников учиться. Возникает вопрос: «Почему?». Ответ на него очевиден: учащиеся не заинтересованы в процессе обучения, у них отсутствует мотивация к учению. Мотивация - вызванное той или иной потребностью эмоционально-окрашенное состояние организма.
Выраженная мотивация человека обуславливает целеустремленность личности. Положительная мотивация деятельности человека способствует достижению положительных результатов в деятельности человека [21].
Эта проблема встает наиболее остро, когда дело касается учащихся младших классов. Если на начальном этапе обучения они уже не хотят учиться, то в последствии это нежелание может привести к прогулам и аддиктивному поведению. Актуальность исследуемой нами проблемы очевидна. Данной проблемой занимались такие ученые как Подласый И. П., Талызина Н. Ф., Ковалев В.И., А. Дреер и другие.
Целью данной работы является установление зависимости мотивации деятельности человека на его деятельность.
Задачи:
1. Выяснить особенности развития младших школьников
2. Дать определение понятию мотивация и деятельность
3. Выявить уровень мотивации младших школьников
4. Дать рекомендации по стимулированию учебной деятельности младших школьников
Для изучения мотивации деятельности человека объектом выступали учащиеся первого класса в процессе обучения. Предмет исследования: мотивация учащихся к познавательной деятельности.
При изучении данной проблемы была выдвинута следующая гипотеза: мотивация к учебной деятельности и успеваемость младших школьников взаимосвязана.
Результаты, полученные в ходе работы, были разработаны в виде таблиц. В приложениях вынесены анкеты, по которым проводились тестирование детей.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Познавательная деятельность младших школьников в процессе обучения.
1.1 Развитие и познавательная деятельность младших школьников ………...4
1.2 Деятельность и ее виды………………………….………………………….11
1.3 Мотивация и ее виды ……………………………………………………….14
Глава 2. Изучение мотивации и успеваемости младших школьников в процессе обучения.
2.1 Исследования мотивации и успеваемости школьников…………………..21
2.2 Рекомендации для учителей по стимулированию познавательной деятельности учащихся……………………………………………………….…23
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..36
1,200 руб.
На успехи учащихся влияют многие факторы. Дети, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями. Восприятие себя, как компетентного ученика также может иметь заметное влияние на успешность учения. Исходя из исследования, мы пришли к выводу, что мотивация в учебной деятельности приводит к достижению успеха. Кроме того, разные культуры и субкультуры могут ценить различные виды достижений. В одних группах больше ценят образовательный уровень, в других предпочтение отдают успеху в обществе. Дети, родители которых разделяют ценности, отличные от принятых в школе, часто имеют более слабую мотивацию к учению. Такие дети могут направить свою потребность в достижениях в другие сферы деятельности.
Выраженная мотивация человека обуславливает целеустремленность личности, ее способность активно действовать для достижения целей.
Таким образом, учебная деятельность является результатом различных показателей. Так как на данной выборке была выявлена закономерность, можно утверждать, что гипотеза о влиянии положительной мотивации в деятельности человека на деятельность человека оказывает положительный результат, подтвердилось. И система «высокая успеваемость - высокая мотивация» может, рассматривается как критерий успешности в учебном процессе.
1,200 руб.
1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: - 1999
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1976.
3. Богоявленская Д. Б. О модели проблемной ситуации // Научное творчество. М., 1969. С. 381—387.
4. Венгер Л. А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. М., 1980. С. 3—12.
5. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6-ти т.Т.2:Вопросы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
8. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознания, деятельность. Мн.: Амалфея, 2003.
9. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
10. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1992.
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
12. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1985. 175 с.
13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1990.
15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников - М., 1984.
16. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2001
17. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: - 1999.
18. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., 1987.
19. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
20. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: - 2002.
21. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
22. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.; Л., 1948. 399 с.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Мир, 1986.
24. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.
25. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. – Т.2. – М., 1962
1,200 руб.