Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В последние годы в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса младших школьников к учебным занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда, снижение мотивации к обучению многие специалисты (И.А. Зимняя, М.К. Акимова, А.В. Козлова и др.) связывают с развитием интеллектуальной сферы младшего школьника. Изучением интеллекта младшего школьника занимались Дж. Бруннер, Л. Леви-Брюль, Г. Айзенк, Р. Штернберг, В. Келер К.Фишер А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Б. Ананьев и др. Следует особо отметить работы Голубевой Э.А., которая выделяла способности и индивидуальность в структуре интеллекта; Колесникова В.Н., который разработал теорию индивидуальности интеллектуальных способностей у младшего школьника; Холодной М.А., которая занималась разработкой проблемы когнитивных стилей как проявления своеобразия индивидуального интеллекта; Чуприкова Н.И., который акцентировал внимание на взаимосвязи интеллекта и обучения младших школьников.
Актуальность избранной темы связана с тем, что современные условия предъявляют повышенные требования к обучению школьников. Зависит ли уровень успешности учебной деятельности, развития мотивации к обучению от интеллекта младшего школьника или нет? Этот вопрос волнует сегодня многих. На современном этапе существует острая практическая необходимость определить особенности взаимосвязи между показателем IQ и уровнем мотивации к обучению младших школьников, а также обоснование основных направлений развития интеллекта и мотивации к обучению младших школьников в рамках школьного обучения.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – влияние показателя IQ на мотивацию к обучению младших школьников.
Цель исследования – изучение взаимосвязи показателя IQ и развития учебной мотивации младших школьников.
интеллектуальных особенностей у учащихся младшего школьного возраста.
Достижению поставленной цели и подтверждению гипотезы будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить зависимость развития интеллекта и мотивации к обучению младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Определить специфику интеллектуального развития младших школьников.
3. Обосновать особенности развития мотивации к обучению и пути ее развития в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать особенности влияния показателя IQ на мотивацию к обучения младших школьников.
5. Предложить коррекционно-развивающую программу по развитию интеллекта и мотивации к обучению младших школьников.
Гипотетические предположения: мотивация к обучению у младших школьников обусловлена показателем IQ: у младших школьников с высоким показателем IQ уровень мотивации к обучению выше, чем у детей с низкими показателями IQ. Для развития положительной мотивации у младших школьников к обучению необходимо проводить своевременную диагностику и методически правильно организованную коррекционно-развивающую работу по развитию интеллекта и мотивационного компонента учебной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические исследования, корреляция результатов исследования.
База исследования: МОУ СОШ № 95 г. Москва.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы представленной работы могут использоваться в работе педагогов и психологов, занимающихся изучением интеллекта и мотивации к обучению у младшего школьника.
1,200 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы мотивации к обучению у младших школьников с разными показателями IQ
1.1. Изучение зависимости развития интеллекта и мотивации к обучению младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов…..5
1.2. Специфика интеллектуального развития младших школьников………….8
1.3. Особенности развития мотивации к обучению и пути ее развития в младшем школьном возрасте…………………………………………………...20
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния показателя IQ на мотивацию к обучения младших школьников
2.1. Диагностика интеллектуального развития младших школьников………24
2.2. Изучения взаимосвязи показателя IQ и учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………………29
2.3. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию интеллекта у младших школьников………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………………42
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Одной из наиболее волнующих и дискутируемых проблем современной психологии является проблема исследования интеллекта и его влияния на развитие мотивации к обучению в школе.
- Специально проведенные исследования Акимовой М.К., Е.М. Борисовой, И.А. Зимней и другими показали, что в каждом возрастном периоде была выявлена система факторов, влияющих на уровень IQ. Исследование проводилось в течение трех лет на одних и тех же учениках во время их учебы с 1-го по 3-й класс. На основании кластерного анализа были выделены группы детей с высоким и низким уровнем интеллекта, которые в дальнейшем сравнивались по психологическим показателям.
- Между выделенными группами детей обнаружены достоверные различия по успеваемости и возрасту на момент поступления в школу. Дети с высоким уровнем IQ имели более высокие оценки. Возрастной фактор оказался очень существенным: для группы с низким IQ он составил 6,3 лет, а для группы с высоким IQ – 6,9 лет. У детей с высоким IQ достоверно выше объем образной и вербальной памяти, чем у детей с низким IQ.
- Степень развития и характер сочетания указанных свойств мыслительной деятельности определяют собою индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями. Уровень развития всех этих свойств мышления находит выражение в показателе, который мы условно называют экономичностью мышления, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению цели, к усвоению новых знаний.
- Мотивация к обучению связана с появлением новых видов мотивов, то есть опосредованность мотивации, соподчинение мотивов, «внутренняя позиция школьника». М. Гинзбург рассматривала проблему мотивационной готовности детей к школе через полное соподчинение мотивов. Благоприятное сочетание доминирующих мотивов по М. Гинзбург – «учение – познание – социализация».
- Для развития учебной мотивации младших школьников можно порекомендовать проведение нестандартных уроков в начальной школе. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
- Организация изучения интеллектуальной сферы младших школьников, определение показателей IQ осуществлялась на базе МОУ СОШ № 95 г. Москва. Эксперимент длился 1, 5 месяца. В исследовании участвовали дети 9-10 лет, учащиеся 3 «Б». Общее количество респондентов составило 30 человек.
Анализ изучения показателя IQ у младших школьников (Тест Векслера (детский вариант) показал, что 50 % учащихся показали высокий показатель IQ (от 120-129) и 50 % - средний (90-125). Изучение мотивации к обучению младших школьников («Изучение мотивации к обучению» М.Р. Гинзбург, методики «Анкета» и «Анкетирование» (Венгер А.Л., Цукерман Г.А.) позволило выявить, что в целом ученики данной экспериментальной группы обнаружили средний и высокий уровень учебной мотивации. На высоком уровне развития находится 50 % учащихся данного класса, то есть дети более свободно общаются между собой и со взрослыми на разные темы. На вопросы отвечают мотивированно, чувствуют себя спокойно и уверенно в школе. К среднему уровню нами отнесены дети (50 %), которые охотно принимали задания, но недостаточно аргументировали свои ответы.
В результате проведения корреляционного анализа по t- критерию Стьюдента, мы можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что распределение по уровням развития мотивации различно: в группе с низкими показателями IQ на 8,3 % больше респондентов, у которых низкий и средний уровень мотивации, чем аналогичное распределение по уровням в группе младших школьников с высокими показателями IQ.
1,200 руб.
Список литературы
1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т. М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана – Граф, 2002.
2. Болотова А.К. Прикладная психология. М., 2002.
3. Бурлачук Л.Ф. Блейзер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.. 1991.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос – Пресс, 2001.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита – Пресс, 2002.
7. Гончаров Н.К. Основы педагогики. – М., 1947.
8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
9. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2000.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
11. Егорова М.С. , Зырянова Н.М, Пьянкова Возрастные изменения отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии 1993 №2 – С. 34-36
12. 3аверт X. Тестирование личности. М., 1997.
13. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.1991 № 5 - С. 34-39
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1991.
15. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. Москва, 1984
16. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1969.
17. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности ребенка М., 1996.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
19. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М., 1971.
20. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед.учеб. заведений В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии- 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. -688 с.
21. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед.учеб. заведений В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3:
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с.
22. Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
23. Тадж Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие // Вопросы психологии 1991 №2. – С. 9-14
24. Технология эффективной учебной деятельности. – М., 1996 – 400 с.
25.Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
26. Штернберг Р. Дж. Интеллект, приносящий успех. М., 2000.
1,200 руб.