Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что процесс формирования личности в школьном возрасте связан с преодолением ряда трудностей, одной из которых является эгоцентризм, и его следствием является неумение действовать согласованно с другими детьми. Развитие эгоцентрической мотивации - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции, обусловленной эгоцентрической мотивацией. Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него эгоцентрической мотивации, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной эгоцентрической мотивацией хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. На современном этапе развития системы образования в обществе остро стоит вопрос о роли эгоцентрической мотивации в развитии младших школьников. В нашем исследовании мы опирались на теоретические положения следующих авторов: Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, В. Е. Каган, Р.В. Овчаренко, А.Л. Венгер, Н.Г. Салмина, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Объект – младший школьный возраст
Предмет – особенности влияния эгоцентрической мотивации на общее развитие младшего школьника в учебной деятельности
Цель – проанализировать влияние эгоцентрической мотивации на развитие младшего школьника
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить отечественные и зарубежные концепции развития мотивации младших школьников.
2.Провести диагностику эгоцентрической мотивации младших школьников.
3. Изучить уровень развития коммуникативных навыков младших школьников и определить уровень их школьной зрелости.
4. Определить взаимосвязь между развитием эгоцентрической мотивации, повышением познавательной активности младших школьников и формированием положительной учебной мотивации школьников.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу упражнений по формированию эгоцентрической мотивации и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: развитие эгоцентрической мотивации детей младшего школьного возраста будет эффективна при условии целенаправленной развивающей коррекционной работы: сформированность эгоцентрической мотивации у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на общее развитие детей: у детей с высокими показателями эгоцентрической мотивации более высокие показатели познавательной активности и как следствие - лучше развита положительная учебная мотивация.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент. Методики исследования: «Изучение уровня развития общительности» (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская); Ориентировочный тест школьной зрелости (Я. Йирасека); «Беседа о школе» (Т.И.Нежновой); «Анкетирование» и «Ассоциации» (Венгер А.Л., Цукерман Г.А.).
Экспериментальная база исследования: в исследовании участвовало 76 детей младшего школьного возраста, учащихся 1-хклассов МОУ СОШ № 495 г. Москвы.
3,000 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы эгоцентрической мотивации в развитии личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе
1.1.Изучение мотивации детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………5
1.2. Сущность и основные особенности развития эгоцентрической мотивации в младшем школьном возрасте……………………………………………………...13
1.3.Роль эгоцентрической мотивации в повышении эффективности обучения младших школьников………………………………………………………………14
Выводы по главе……………………………………………………………………34
Глава 2. Практическое изучение эгоцентрической мотивации на развитие личности младшего школьника
2.1.Организация и методика исследования эгоцентрической мотивации младших школьников………………………………………………………………36
2.2.Программа коррекционно-развивающих упражнений, направленная на развитие эгоцентрической мотивации младшего школьника……………….......38
2.3. Изучение динамики эгоцентрической мотивации младшего школьника в процессе коррекционно-развивающих занятий…………………………………..58
2.4. Анализ результатов исследования……………………………………………63
Выводы по главе……………………………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………………….68
Список литературы…………………………………………………………………70
Приложения…………………………………………………………………………73
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
В ходе исследования мы изучили отечественные и зарубежные концепции развития эгоцентрической мотивации младших школьников и пришли к выводу, что мотивация в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Эгоцентрический мотивационный аспект поведения ребенка может быть описан следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной и т.д.), сопровождающаяся как правило, переживанием чувства удовольствия, ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Провели диагностику эгоцентрической мотивации младших школьников, в результате которой выявили что учащиеся с высоким уровнем эгоцентрической мотивации отличаются в своем развитии от младших школьников со средними и низкими показателями развития. Что подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень развития детей с высокой эгоцентрической мотивацией выше, чем у детей с низкой и средней школьной мотивацией.
Изучили уровень развития коммуникативных навыков младших школьников и определить уровень их школьной зрелости, что позволило сделать вывод, что у детей с низкими показателями развития эгоцентрической мотивации показатели развития коммуникативных навыков и готовности к обучению в школе ниже, чем у детей с высокими показателями эгоцентрической мотивации.
Определили взаимосвязь между развитием эгоцентрической мотивации, повышением познавательной активности младших школьников и формированием положительной учебной мотивации школьников. В результате диагностики уровня сформированности положительной учебной мотивации учеников первых классов, можно сделать вывод о том, что в целом ученики данной экспериментальной группы обнаружили средний уровень учебной мотивации.
Обобщив полученные данные констатирующего эксперимента мы разработали коррекционно-развивающую программу упражнений по формированию эгоцентрической мотивации, в ходе которой мы провели ряд нетрадиционных уроков по развитию связной речи и обучению грамоте, нами была достигнута цель нашего исследования, то есть мы доказали эффективность использования игровых приемов для повышения эффективности процесса обучения. На основе полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в ходе нашей развивающей работы, где мы провели ряд нетрадиционных уроков по развитию связной речи и обучению грамоте, нами была достигнута цель нашего исследования, то есть мы доказали эффективность использования игровых приемов для повышения эффективности процесса обучения. Общение младших школьников стало более свободнее, уроки они посещают с большим удовольствием, им интересно, что происходит на уроке, что будет дальше и.т.д. Все это свидетельствует о приобретении качественно нового уровня развития учебной мотивации у школьников данного класса и лишний раз подтверждает нашу гипотезу.
Для подтверждения второй части нашей гипотезы о том, что у детей с высокими показателями развития эгоцентрической мотивации лучше развита положительная мотивация к учебе, мы провели сравнительный анализ по двум группам испытуемых. Следовательно, мы можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что развитие положительной учебной мотивации и соответственно эффективность обучения в группе школьников с высоким развитием эгоцентрической мотивации выше, чем в группе с низкими показателями эгоцентрической мотивации, при уровне значимости 0,01.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
3,000 руб.
Список литературы
1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т. М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана – Граф, 2002.
2. Будущему учителю о проблемах педагогики / Под ред. Корепановой М.Ф. – Волгоград – 2003.
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос – Пресс, 2001.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2000.
5. Гершунский Б.С. Менатлитет и образование. – М., 2001.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 2000.
7. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики – М., 2000.
8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологичиские особенности школьников. – М., 2000.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
10. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-11 классы. М.: Вербум – М, 2001.
11.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2001.
12. Давыдов В.В. Организация педагогического процесса в начальной школе – М., 2001.
13. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 2001.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003.
15. Ильин Е. Рождение урока. – М., 2001.
16. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М., 2001.
17. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой – М., 2001.
18. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – М., 2000.
19. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 2001.
20. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира. – Рязань, 2001.
21. Лишин О.В. Педагогическая психология обучения. – М., 2001
22. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.: Вентана – Граф, 2002.
23. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения – М., 2000.
24. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 2003.
25. Миронов В.Б. Век образования. – М., 2000.
26. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 2002.
27. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткинв, г.С. Сухобской. – М., 2004.
28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка младшего школьного возраста. – М., 2000.
29. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 2002.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
31. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 2003.
32. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста. – М., 2003.
33. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста // Под. ред. Д. Б. Элькина, А. Л. Венгера. М\" 2002.
34. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 2001.
35. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.
36. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекция - М., 2004.
37. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение младшего школьника. – М., 2001.
38. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – М., 2000.
39. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 2003.
40. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., 2002.
41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося – СПб., 2003.
42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 2003.
43. Решетников П. Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ Владос, 2002.
44. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно – методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
45. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ Владос, 2001.
46. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М., 2001.
47. Соколов В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.
48. Скегина Н.Г., Авраменко Н.Н., Барковец Н.К. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно – воспитательной работе (начальные классы). М.: ПедОбщество, 2001.
49. Теоретические основы содержания общего начального образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. – М., 2000.
50. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Праздники в начальной школе. Осень-Зима. 1- 4 классы. М.: АСТ, 2003.
51. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе обучения школьников. – М., 2000.
52. Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. – М., 2000.
53. Шапиро Н. А. Классному руководителю. 2007 - 2008 учебный год. С-Пб.: Гимназия №56, 2007.
3,000 руб.