Готовая дипломная работа
на тему:«Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V26226
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе меж-личностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспри-нятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - ин-дивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить се-бя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах дейст-вуют общие закономерности их становления и развития.
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или от-сутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и ха-рактер её влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации раз-вития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – ис-торической системы его отношений с социальной действительностью. По-нятие социальной ситуации развития может быть применено и к характери-стике детской группы.
Это прежде всего объективные условия существования данной груп-пы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре обще-ства.
Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской груп-пы к этим объективным условиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержа-ние межличностных отношений в детских группах. В детских и подростко-вых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоциональ-но – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредствен-ном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сло-жившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих ас-пектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующи-ми аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию разви-тия детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления тако-го вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личност-ное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мо-тивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитатель-ной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обо-значенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается прак-тика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. На основе анализа источников построить схему исследования межлично-стных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.
3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие под-твердить или опровергнуть гипотезу.
4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными резуль-татами, а также дать необходимые рекомендации.
Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.
Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка млад-шего подросткового возраста от его статуса в данной группе.
Объект исследования:
- экспериментальная группа «А» в количестве 25 человек, из них 13 маль-чиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет;
- экспериментальная группа «Б» в количестве 25 человек, из них 12 маль-чиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.
Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).
Для проведения диагностики межличностных отношений в группе под-ростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).
Похожие работы:
Проблема тревоги у детей очень тщательно исследовалась различны-ми педагогами и психологами. Так, например, ...
Взаимосвязь особенностей воображения и самооценки у детей младшего подросткового возраста ➨
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; ...
Психофизиологические особенности у пловцов младшего подросткового возраста (12 лет) ➨
Введение В настоящее время в теории и практике спорта особое значение придается вопросам рационального построения ...