Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время в теории и практике спорта особое значение придается вопросам рационального построения тренировочного процесса, оптимизация которого невозможна без учета и знания индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена, что обосновывает актуальность на сегодняшний день вопроса исследования норм физического развития, используемых для составления программ по физическому воспитанию.
Все вышеперечисленные моменты обосновывают актуальность темы исследования данной курсовой работы. При этом важным фактором побуждающим нас к исследованию именно этой темы является еще и тот факт, что сегодняшний день психофизиологические особенности спортсменов мало исследованы. В частности, до настоящего времени практически отсутствуют работы по исследованию и определению таких важных характеристик, как уровень умственной работоспособности, состояние дифференцированного торможения, подвижность нервных процессов и пропускная способность зрительного анализатора. При этом существует так же необходимость периодически пересматривать выявленные в прошлом стандарты, ввиду изменения процесса физического развития современного человека.
Объектом исследования данной курсовой работы являются психофизиологические особенности у пловцов в младшем подростковом возрасте (12 лет). Исследования проводились у юных спортсменов спортивной секции по плаванию спортивной школы №4 города Москвы.
Мы акцентировали свое внимание именно на этом возрастном контингенте спортсменов, т.к. здоровье, нормальное психическое и физическое развитие подрастающего поколения отражают социально-экономические условия жизни, уровень развития науки и культуры в любой стране. А особенности современных социально-экономических и экологических условий жизни населения России выдвигают новые и привлекают внимание к старым проблемам физического воспитания и спортивного совершенствования детей, подростков, юношей и девушек. При этом так же принимается во внимание и то, что снижается средняя продолжительность жизни россиян, увеличивается заболеваемость и травматизм подрастающего поколения, в том числе лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Подростковый возраст же является наиболее ответственным этапом в жизни каждого человека.
Степень изученности литературы: в данной работе рассматривались поколения спортсменов – пловцов, и индивидуальности их психофизиологических особенностей, которые отражены в работах следующих авторов: Анохина П.К., Бундзена П.В., Ивановой М.П., Киселева Л.В., Павлова С.Е., Табаковой Е.А., Хмелевой С.Н., и других.
Цель курсовой работы: выявление и анализ психофизиологических особенностей у юных пловцов в возрасте 12 лет, в связи с выбранным ими видом спорта.
Задачи исследования: выявить психофизиологические особенности юных пловцов, находящихся в младшем подростковом возрасте (12 лет).
Методы исследования: метод корректурной пробы и групповые опросы.
Исследование и получение сравнительных психофизиологических характеристик пловцов должны позволить не только более эффективно строить тренировочный процесс внутри данного вида спорта, но и разработать целый ряд специфических методов и средств для достижения высоких спортивных результатов в исследуемом виде спорта.
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
Глава I. Спорт в подростковом возрасте и его влияние на психофизиологическое развитие подростков 5
1.1. Психофизиологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Влияние психофизиологических особенностей подростка на спортивную специализацию и процесс адаптации подростка к ней 11
1.3. Психофизиологические особенности младших подростков в связи с занятиями плаванием 16
Глава II. Психофизиологические особенности юных пловцов, и методы дальнейшего психофизиологического развития в них настоящих спортсменов 19
2.1. Особенности психофизиологического развития юных пловцов 19
2.2. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей юных пловцов, как основа принципов обучения и тренировки 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение
1,200 руб.
Заключение
Система спортивной подготовки - чрезвычайно динамичный, сложный многоуровневый процесс, оптимальное управление которым возможно только при условии получения тренером как можно более полной и всесторонней информации о юных спортсменах. С учетом этого в последние годы интенсивно проводятся исследования так называемых модельных характеристик спортсменов не только высшей квалификации, но и начинающих спортсменов.
Психологические вопросы подготовки спортсмена, как правило, попадают в поле внимания тренеров только тогда, когда после нескольких лет занятий их ученики приобретают достаточно высокий уровень мастерства и начинают выступать в соревнованиях. Вследствие этого не используются многие возможности повышения эффективности тренировочного процесса, формирование психологических предпосылок надежности выступлений в соревнованиях. А ведь именно на этом этапе формируются психологические предпосылки высших спортивных достижений. Специфической чертой этого этапа подготовки является слабая мотивация занятий спортом у детей и подростков. Нет интереса к определенному виду спорта, а есть стремление просто к двигательной активности.
Закрепление детей в спорте зависит от того, на сколько в процессе занятий удовлетворяются их потребности, реализуются мотивы. Задача тренера: способствовать организации занятий, которые позволят достичь того, к чему стремятся дети, то есть усовершенствовать двигательные навыки, получить удовольствие от двигательной активности, проявить самостоятельность, инициативу, другие качества личности.
Занятия спортом должны удовлетворять потребности детей в неформальном общении, обеспечивать положительные эмоции за счет интересной и разнообразной работы, исключающей скуку и потерю внимания, учитывая все психофизиологические особенности юных спортсменов.
В ходе нашего исследования было выявлены следующие психофизиологические особенности у исследуемых нами спортсменов-подростков в возрасте 12 лет:
- Подвижность нервных процессов находится на высоком уровне и составляет 1,078, пропускная способность зрительного анализатора - 3,1 бит/с.
- Динамика исследованных психофизиологических нагрузок различной интенсивности свидетельствует о том, что метод корректурной пробы является информативным индикатором развития у юных спортсменов процесса утомления.
- У пловцов в возрасте 12 лет преобладает преимущественно высокая степень соревновательной тревожности, что обуславливается в первую очередь пребыванием спортсменов одновременно в подростковом возрасте, сложном, но в тоже время - важном этапе психофизиологического развития будущих спортсменов, отсутствием спортивного опыта, и другими, характерными для этого возрастного периода, моментами.
- В результате прямого опроса мотивации к занятиям плаванием оказалось, что юношей в возрасте 12 лет, наиболее значим оздоровительный аспект занятий. Вторым по значимости является желание выиграть (честолюбие), но следует заметить, что данный мотивационный аспект в дальнейшем, с опытом соревновательной деятельности, отходит на второй план.
Необходимо также отметить постоянно возрастающее значение коммуникативного аспекта занятий плаванием в данном возрасте, чаще всего данный аспект используется тренерами для сохранности контингента занимающихся. Отмечено, что попытки изменить мотивы к занятиям приводят к ухудшению результативности. Оценка результатов теста, определяющего силу мотивационной установки на достижение успеха, показала, что у юных спортсменов этот показатель довольно высокий.
В виду полученных результатов нашего исследования, отметим важность для развития юных спортсменов необходимого для их усовершенствования в данном виде спорта, этапа спортивного совершенствования. Этап спортивного совершенствования заключается в повышении уровня специальной физической подготовки, обеспечении прочного овладения основами техники и тактики, обеспечение совершенствования в избранной специализации, развитие умения самостоятельно работать и соревноваться, а также дальнейшего психофизиологического развития спортсменов. В процессе многолетней подготовки этот этап занимает значительное место, как по продолжительности, так и по роли в достижении максимальных результатов. Он продолжается около 7-9 лет. В этот период формируется спортивное мастерство. Психологическим содержанием этапа спортивного совершенствования является формирование и совершенствование психологических механизмов регуляции спортивной деятельности: мотивации, постановки и достижения цели, навыков анализа значимых условий деятельности, контрольно-оценочных компонентов деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции действий и психических состояний.
Одной из важнейших задач спортивного совершенствования представляется приобретение спортивного мастерства и развитие способности демонстрировать его в условиях соревнований. Оказать психологическую помощь в виде сопровождения этого этапа, подготовить к соревнованиям – одна из главных задач спортивной психологии.
1,200 руб.
Список использованной литературы
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. – М.: 2000.
2. Барбараш Н.А., Кувшинов Д.Ю., Тульчинский М.Я. Конституциональные аспекты психоэмоциональных стрессов юношеского возраста. Физиология человека. – 2000.
3. Борилкевич В.Е., Кузьмин Н.Н., Сомкин А.А. Теория и практика физ. культуры. – 1998.
4. Бундзен П.В., Коротков К.Г. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте. Теория и практика физ. культуры. - 2001.
5. Бундзен П.В., Загранцев В.В.. Генетическая и психофизическая детерминация квантово-полевого уровня биоэнергетики организма спортсменов. Теория и практика физ. культуры. - 2002.
6. Волоков И.П. Практикум по спортивной психологии – СПб.: Питер, 2002.
7. Волков И.П., Сурков Е.Н. К проблеме психофизиологических резервов спортсмена. Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. Сб. науч. трудов. – Л.: изд. ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
9. Гречко Т.Н. Психофизиология: Учеб. пос. - М.: Гардарики, 1999.
10. Евсеев С.П. О разработке концепции спортивного потенциала учащихся спортивных школ. Материалы научно-методического семинара. – Орел., 2004.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001.
12. Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль, 1978.
13. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983.
14. Попов А.Л. Психология: Учеб. пос. для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. – М.: Флинта: Наука, 2002.
15. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
16. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983.
17. Табакова Е.А. Современное состояние и динамика показателей физического развития детей и подростков: (Сравнительный анализ 12-16 летних пловцов и школьников, не занимающихся спортом). – М., 2001.
18. Умнов В.П. Психологические особенности формирования представлений о двигательных действиях как условие реализации метода наглядности в обучении (на материале физических упражнений). – Л., 1980.
19. Шапошникова В.И. Индивидуальный год - собственный календарь морфогенеза, заболеваний и устойчивости эффективной деятельности. - 1995.
20. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека в 3 томах. – М.: Мир, 1996.
21. Фирилёва Ж.Е. Спортивная и возрастная психофизиолгия. – Л., 1974.
22. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: ФиС, 1980.
23. http://lib.sportedu.ru
1,200 руб.