Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
В качестве инструментов управления финансами государства выступают: планирование, контроль, организация и информационное обеспечение. Планирование и прогнозирование является главным элементом в системе управления финансами государства. Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам планирования и прогнозирования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить сущность финансового планирования и прогнозирования в рамках системы управления государственными финансами.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи.
изучить понятие финансового планирования;
рассмотреть и проанализировать разновидности финансового планирования;
охарактеризовать цели и методы финансового планирования и прогнозирования;
проанализировать бюджет как основной финансовый план государства;
охарактеризовать исполнение федерального бюджета в 2005 году;
проанализировать формирование доходной базы федерального бюджета в 2005 году;
выявить основные проблемы, требующие решения
охарактеризовать основные направления совершенствования бюджетной политики.
Объектом изучения данной работы является финансовая система РФ, а предметом – сущность, состав и управление финансовой системой РФ.
1,200 руб.
Введение 2
1. Сущность и методы финансового планирования и прогнозирования 4
1.1 Понятие финансового планирования 4
1.2 Разновидности финансового планирования 6
1.3 Цели и методы финансового планирования и прогнозирования 11
1.4. Бюджет - основной финансовый план государства 13
2. Анализ федерального бюджета и основных направлений бюджетной политики 16
2.1 Исполнение федерального бюджета в 2005 году 16
2.2. Формирование доходной базы федерального бюджета в 2005 году 22
2.3 Основные проблемы, требующие решения 26
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики 28
Заключение 37
Список литературы: 39
Приложения 41
1,200 руб.
В заключение отметим следующее.
Одним из инструментов управления финансами выступает плани-рование. Планирование служит действенным инструментом достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
В бюджете планируются расходы и доходы государства на определенный период времени (год). На основе бюджетного послания Президента, которое также составляется на год, определяются цели и задачи бюджетной политики. Самая главная задача бюджетной политики - это финансирование отраслей производства и сфер, где требуется государственное вмешательство и контроль.
Главная задача бюджетной политики 2005-2006 гг. - повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны.
Однако при достижении поставленных целей государство сталкивается с рядом проблем, таких как: упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе, четкое определение показателей результативности деятельности федеральных государственных органов, ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Данные проблемы государству, которые необходимо решать в 2006 году.
1,200 руб.
1. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. – СПС Гарант, 2005.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2006г
3. Актуальные проблемы экономической политики: стратегия экономических реформ в РФ/Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ- 2001-2002 г.г.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Берлин С.И. Теория финансов. – М., Приор,1999.
6. Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. //Финансы 2002, № 8
7. Булатов А. С. Экономика: учебник. - М.: Бек, 1998.
8. Бюджет-2004: первое испытание на прочность. //Российская газета Ноябрь 2003
9. Бюджет-2005 должен стать бюджетом развития. //Российская газета октябрь 2004
10. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
11. Бюджетная система Российской Федерации /под ред. Романовского. - М., Врублевской О. – М.: Юрайт, 2001.
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации /ред.-составитель Сидорович О. – М., 2002.
13. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М.: МУПК, 2002.
14. Гальперин В. и др. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 2001.
15. Герасименко В.В. Основные тенденции развития современной финансовой системы. //Вестник Московского ун-та. Сер. 6. – Экономика, 2005.
16. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент, ценные бумаги. Страхование. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 2000.
17. Долан Эдвин Дж., Линсдей Дэйвид Е. Макроэкономика. – СПБ.: Литера-плюс, 2003.
18. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2004.
19. Курс экономики. Учебник. /Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 720 с.
20. Курс экономической теории. /Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2000.
21. Маркушевич О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. - СПб.: Питер, 2004.
22. Родионова В., Вавилов Ю, Гончаренко Л. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2002.
23. Современный финансово-кредитный словарь. /Под общей ред. Лапусты М., Никольского П. – М.: ИНФРА-М, 2003.
24. Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
25. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002.
26. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы. – М.: Дашков и К, 2004.
27. Экономика. /Под ред. Архипова. А и др. – М.: Проспект, 2003.
1,200 руб.