Введение
Содержание
Заключение
Литература
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонацио-нальных государств, где проживает более ста народов, каждый из ко-торых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается интеллектуальный и духовный базис будущей личности - отношение к миру, к сверстникам и взрослым; формируются познавательный интерес к происходящим событиям и эмоционально-нравственная сфера.
Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия — вряд ли кто усомнится в актуальности этих понятий в жизни современного человека. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисной ситуации в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем с самого раннего дошкольного возраста
Большинство дошкольных учреждений, опираясь на концепцию дошкольного воспитания, ищут новые формы организации образовательного процесса, изменяют его содержание. При всем многообразии современных образовательных программ по дошкольному воспитанию приходится констатировать, что не во всех учитывается национальная специфика регионов. В настоящее время в педагогике принята идеология толерантности, основанная на воспитании культуры межнационального общения, истоки которых находят в предпосылках, сложившихся веками за длительный период совместного проживания и труда разных народов.
Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных национальностей духовно обогащает их, создает условия для взаимоуважения. В то же время наблюдается, особенно в городской местности, психологическая индифферентность в отношениях людей. Равнодушие к человеку, оторванность от благотворного влияния родной природы, резкое шумовое "безличное" общение через компьютеры и видеофильмы вырабатывают в детях и молодежи акультурные стремления. В полиэтнической среде любое нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, приводящую часть людей к негативным стереотипным представлениям о «соседних» этносах.
Эти проблемы определяют необходимость поиска эффективного содержания воспитания гуманного отношения к сверстникам иной национальности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы не только к человеческим ценностям, но и к отрицательным проявлениям. Из этого следует актуальность темы нашей работы, а именно - изучения проблемы межнационального общения в дошкольном учреждении.
Целью нашей работы было изучение межнациональных отношений детей дошкольного возраста и разработка педагогических оснований для их гармонизации. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
1) Проанализировать доступные литературные источники по изучаемой проблематике;
2) В теоретической части рассмотреть причины межнациональных конфликтов и возможные пути их профилактики посредством воспитательной деятельности в дошкольном учреждении;
3) Подобрать инструментарий и провести эксперимент в детском дошкольном учреждении, изучить особенности межнациональных взаимоотношений дошкольников
4) Разработать программу проведения родительского собрания, направленного на гармонизацию межнационального общения.
Гипотеза нашего исследования в том, что у детей дошкольного возраста не сформирована четкая дифференциация людей по национальному признаку и, соответственно, имеющиеся установки могут быть подвергнуты педагогической коррекции во избежание проблем межнационального общения.
Объект исследования – дети дошкольного возраста, посещающие детский сад. Предмет исследования - взаимоотношения между нациями детей.
1,200 руб.
Введение
Глава 1. Педагогические основания деятельности педагога, направленной на гармонизацию межнационального общения в дошкольном учреждении
1.1 Этнокультурная компетентность педагога
1.2 Подготовка педагогических кадров в аспекте гармонизации межнациональных отношений дошкольников
1.3 Межнациональное воспитание в дошкольном учреждении
Глава 2. Методология и методы исследования
2.1 Цель, гипотезы и задачи исследования
2.2 Характеристика объекта исследования
2.3 Методы и этапы исследования
Глава 3. Эмпирический анализ полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложение
1,200 руб.
Попытаемся кратко изложить основные результаты, к которым мы пришли в процессе обсуждения педагогических аспектов проблем межнационального общения в дошкольных учреждениях. Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Смысл образования в современном обществе направлен на сохранение существующих самобытных этнических коллективов и усиление взаимосвязи между ними на основе общечеловеческих ценностей. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности, которую ребенок приобретает именно в дошкольном возрасте, когда у него формируются первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение, влияние которого может быть и положительным, и отрицательным.
Гармоничное современное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости и враждебности. В то же время лишь человек, глубоко уважающий и понимающий этническую самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В связи с этим необходимо усилить и углубить этнологическую, этнографическую и этнопсихологическую подготовку педагогов дошкольных учреждений.
Работа по воспитанию культуры межнационального общения детей, на наш взгляд, должна проводиться преимущественно не акцентируя внимания детей на внешних отличиях этносов. Уважение к чужой национальной культуре, убеждение об одинаковых правах людей с разным цветом кожи, глаз и волос в ребенке появляются через познание собственной национальной принадлежности и родной культуры. Методы сравнения разных этносов и соревнования между ними не должны допускаться в многонациональные дошкольные учреждения в связи с негативными результатами соперничества между детьми. Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей. Необходима специальная работа с родителями в этом направлении.
1,200 руб.
Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. М., 1973.
Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. №5.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. М.: Педагогика, 1987.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984.
Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.,1996.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиинце, 1983.
Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.
Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.
Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. М.: Педагогика, 1990.
Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1989.
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. М., 1989.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1990.
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.,1993.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. 1988. №3.
1,200 руб.