Познание – это процесс, в ходе которого человек получает информацию об окружающем мире, о свойствах и связях предметов и вещей этого мира, о себе и о других людях. Познавательная деятельность настолько же важна, насколько и естественна для человека, поскольку составляет неотъемлемую часть его существования.
Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания ребенка. К этим процессам традиционно относят «ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, развитие речи».
Изучение этих процессов не может идти исключительно в теоретическом плане. Очень многое в познавательной деятельности ребенка зависит от его личностных характеристик. Исследование и уточнение этих характеристик имеет практическое значение, которое трудно переоценить.
Именно поэтому тема данной работы является актуальной, не нуждаясь в многословных обоснованиях. Существуют различные методики, позволяющие изучать познавательные процессы дошкольников с тем, чтобы способствовать их развитию. Целью нашего исследования является анализ этих методик и возможностей их применения в практике дошкольных учреждений. В соответствии с этой целью перед нами стоят следующие задачи:
- охарактеризовать особенности познавательной деятельности детей в возрасте 4-5 лет.
- дать краткую характеристику нескольких методик психолого-педагогического обследования познавательных процессов
- привести пример обследования по одной из методик
В качестве теоретических источников нами использовались работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца; учебные пособия таких авторов, как В.И. Ядэшко, В.И. Логинова и П.Г. Саморукова и др.
1,200 руб.
Введение 2
1. Особенности познавательной деятельности детей в возрасте 4-5 лет 3
2. Существующие методики психолого-педагогического обследования познавательной деятельности дошкольников 8
3. Психолого-педагогическое обследование детей по методике Г.А. Урунтаевой 16
Заключение 21
Приложение 1 22
Приложение 2 24
Приложение 3 25
Список литературы 27
1,200 руб.
Развитие ребенка это длительный процесс присвоения им социально-исторического опыта, накопленного человечеством. Это знания о социальном мире и мире природы, о разных видах человеческой деятельности: трудовой, игровой, познавательной, речевой, художественной и т.д. Развиваясь, ребенок овладевает в той или иной мере всеми этими видами деятельности.
Целостное и непрерывное развитие личности ребенка происходит в процессе целенаправленного воспитательно-образовательного воздействия. Чтобы этот процесс был успешным необходимо учитывать многие особенности детской психики и детского организма, как возрастные, так и индивидуальные. Этому не в последнюю очередь способствует изучение познавательных процессов на том или ином этапе развития ребенка. Но учитывая важность дошкольного периода, особенную роль четвертого и пятого годов жизни для формирования интеллектуальных умений и навыков практической деятельности, трудно переоценить значение методик, позволяющих оценивать и корректировать познавательную деятельность ребенка.
Как новые тенденции в развитии психодиагностики
можно рассматривать гуманизацию психодиагностических исследований, появление критериально-ориентированных тестов, учет социально-психологический норматив как критерия психодиагностических измерений, развитие содержательной диагностики (диагностики разных типов мышления: математического, гуманитарного, естественнонаучного, технического), разработку тестов обучаемости, основанных на идее "зоны ближайшего развития", а также реализацию принципа коррекционности при разработке диагностических методик. Однако, Г.А. Урунтаева своими разработками доказывает, что даже наиболее простые методы, такие как, например, наблюдение, могут давать хорошие результаты, при условии их правильного и регулярного применения.
1,200 руб.
1. Венгер Л.А., Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, М., изд-во «Педагогика», 1996 г.
2. Восприятие и деятельность, под ред. Леонтьева А.Н., М., Наука, 1976 г.
3. Выготский Л.С., Педагогическая психология, М., изд-во «Педагогика», 1991 г.
4. Гинецинский В.И., Основы теоретической педагогики, СПбГУ, 1992 г.
5. Дошкольная педагогика, под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., М., «Просвещение», 1989 г.
6. Запорожец А.В., Избранные психологические труды, М., изд-во «Педагогика», 1996 г.
7. Левитов Н.Д., Детская и педагогическая психология, М., Наука, 1992 г.
8. Непомнящая Н.И., Целостно-личностный подход к изучению человека, Вопросы психологии, №1, 2005 г.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология, М., Аcademia, 2002 г.
10. Пиаже Ж., Избранные психологические труды, М., Республика, 1994 г.
11. Практикум по возрастной и педагогической психологии, под ред. Дубровиной И.В., М., Аcademia, 1999 г.
12. Психология дошкольника, хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А., М., Аcademia, 2003 г.
13. Ребер А., Большой толковый психологический словарь, М., «Вече-АСТ», 2001 г.
14. Реан А.А. и др., Психология и педагогика, СПб, изд-во «Питер», 2004 г.
15. Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2002 г.
16. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология, М., Аcademia, 2003 г.
17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А., М., «Просвещение», 1998 г.
18. Урунтаева Г.А., Диагностика психологических особенностей дошкольника, М., Аcademia, 1999 г.
19. Филичева Т.Б. и др., Основы логопедии, М., «Просвещение», 1989 г.
20. Хрестоматия по психологии, сост. Мироненко В.В., М., «Просвещение», 1997 г.
21. Ядэшко В.А. и др., Дошкольная педагогика, М., «Просвещение», 1991 г.
1,200 руб.