Актуальность темы настоящей работы обусловлена осуществлением в стране Концепции судебной реформы , ознаменовавшей собой начало коренных реформ в сфере государственного устройства и, прежде всего - в системе правосудия.
Основными целями данной Концепции являлись: формирование самостоятельной судебной власти в России; развитие организационных основ судебной системы; совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения; усиление гарантий самостоятельности и независимости судей; обновление законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права.
Проведение реформ обеспечивало расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, а также повышению доступа к правосудию. «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована» .
С принятием 29 июня 1999 года Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне завершилась реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание независимых от органов исполнительной власти военных судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таком важнейшем государственном институте, как Вооруженные Силы Российской Федерации.
«Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено и на военные суды, которые осуществляют судебную власть в воинских формированиях страны» .
Подход к решению указанной проблемы требует рассмотрения организации судебной деятельности как единого структурного и функционального образования, к которому применимы общие принципы организации и управления. При таком рассмотрении организации деятельности военных судов по осуществлению правосудия в Вооруженных Силах необходимо анализировать вопросы его реформирования в комплексе: с позиций судоустройства и судопроизводства, и организационного обеспечения его деятельности.
Объектом исследования в работе является правовой механизм регулирования деятельности военных судов.
Целью данной работы является проведение анализа административно-правовых норм, регулирующих деятельность военных судов в процессе реформирования судебной системы Российской Федерации.
Задачами исследования в работе являются:
- проанализировать историю развития военных судов в России;
- раскрыть понятие и сущность административно - правовых механизмов, обеспечивающих деятельность военных судов и их влияние на эффективность правосудия;
- проанализировать полномочия должностных лиц военно-судебной системы и их влияние на осуществление правосудия в Вооруженных Силах;
-рассмотреть систему мер правового характера реформирования деятельности военных судов.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Становление системы военных судов в России 5
1.1. История образования военных судов в Росии 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности военных судов в Российской Федерации 10
Глава 2. Военные суды в судебной системе Российской Федерации 13
2.1. Современная оранизация системы военных судов в РФ 13
2.2. Общие полномочия военных судов 14
Глава 3. Разграничение подсудности дел между военными судами разных уровней 19
3.1. Подсудность дел гарнизонным военным судам и окружным (флотским) судам 19
3.2. Подсудность дел Военной коллегии Верховного суда РФ 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе можно сделать следующие выводы.
В сознании многих людей военные суды воспринимаются, прежде всего, как карающий, репрессивный орган. Этот стереотип пришел к нам из советских времен. Однако на самом деле военные суды выполняют важную функцию обеспечения и защиты нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, в том числе и людей в погонах. Сегодня это государственный институт, который способен реально защитить каждого военнослужащего - от рядового до генерала.
Военные суды входят в единую судебную систему нашей страны, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых Законом предусмотрена военная служба.
Система военных судов в Российской Федерации является относительно самостоятельной внутри системы судов общей юрисдикции. Специфика деятельности военных судов заключается в условиях военной службы. В Российской Федерации существует трехуровневая система военных судов: Военная коллегия в составе Верховного суда РФ, окружные (флотские) суды, гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают уголовные, гражданские, дисциплинарные и административные дела, подсудные военным судам, в качестве первой инстанции. Вышестоящие суды являются по отношению к нему кассационной и надзорной инстанциями.
Военные суды рассматривают не только уголовные, но и определенные категории гражданских и административных дел. В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судом Закон предусматривает наличие статуса военнослужащего у лиц, совершивших преступление или правонарушение.
Граждане, уволенные с военной службы, лица, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия или бездействия органов военного управления.
Одной из основных задач военного суда является необходимость обеспечить правосудие в военное время и в боевой обстановке, при чрезвычайном положении. Поэтому военные суды комплектуются военнослужащими, что дает возможность поддерживать их высокую мобилизационную готовность. Кроме того, для обеспечения справедливого правосудия судьи должны реально представлять особенности организации военной службы, знать постоянно увеличивающееся в объеме военное законодательство.
Гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела в качестве первой инстанции, но существует ряд уголовных дел, которые в качестве первой инстанции могут рассматривать окружные (флотские) суды и Военная коллегия Верховного суда РФ, которая в качестве первой инстанции рассматривает дела особой сложности и важности, а так же уголовные дела в отношении самих военных судей.
Конституция РФ провозгласила судебную власть как одну из трех основополагающих и самостоятельных функций государственной власти. Поскольку суд - гарант защиты прав и свобод граждан, а также государственного строя, Российская Федерация, то необходимо стремиться создать стабильную, мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему.
В настоящее время в связи с проходящими в стране реформами, происходят качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, что требует постоянного государственного регулирования посредством применения существующих, поиска и разработки новых моделей государственного управления, в том числе и в области организационных форм, обеспечивающих деятельность судебной власти. Проведение подобной работы необходимо, поскольку прежние формы государственного управления уже во многом устарели, а следовательно их применение и использование в современных условиях является главной причиной недостаточно эффективного функционирования судебной власти.
И хотя государственная власть имеет самые разнообразные формы своего выражения, что первостепенное значение в работе органов государственного управления принадлежит такой форме управленческой деятельности, как принятие правовых актов, непосредственно влияющих на деятельность военных судов.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 04.12.2006) "О военных судах Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170.
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.05.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 04.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 24.07.2007, с изм. от 31.01.2008) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская юстиция", N 11, 1995.
7. Закон РФ от 03.07.1992 N 3200-1 (ред. от 14.11.2002) "О внесении изменений и дополнений в Уголовно - процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1794.
8. Закон РФ от 21.04.1992 N 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 21.05.1992, N 20, ст. 1084.
9. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
10. Постановление Президиума ВС РСФСР от 28.12.1991 N 3037-1 "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 09.01.1992, N 2, ст. 68.
11. Постановление Президиума ВС РФ от 13.01.1992 N 2182-1 "О военных трибуналах" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 1992, N 7, ст. 305.
12. Указ Президента РФ от 22.11.1994 N 2100 (ред. от 14.10.1997) "О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.1994, N 31, ст. 3253.
Материалы судебной практики
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.03.1996 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, N 14, ст. 1549.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» // "Собрание законодательства РФ", 23.03.1998, N 12, ст. 1459.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, 1996.
Научные и авторские работы, монографии
16. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные ораны: Учебник. – М.: Зерцало, 2007. – 440 с.
17. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. Т. 1. – М.: Мысль, 2003. – 647 с.
18. Петухов Н.А. История военных судов России. Монография / Под ред., с предисл.: Лебедев В.М. – М.: Норма, 2003. – 352 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов
19. Авдонкин В.С. Разграничение подсудности уголовных дел между военными судами разного уровня, а также Военной коллегией Верховного Суда РФ // Право в вооруженных силах. № 6. 2006. С. 13-16.
20. Бабенко Р.В. История становления и пути развития военных судов России // История государства и права. № 10. 2007. С. 11-14.
21. Коченков А.С. Подсудность уголовных дел военным судам (коллизия в современном законодательстве) // Материалы научной сессии: Право. Волгоград, 19-25 апреля 2006 г.. Вып. 3. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С. 160-162.
22. Петроченков А.Я., Украинцев П.Н. Военные суды в единой судебной системе России (к VI съезду судей Российской Федерации) // Право в вооруженных силах. № 12. 2004. С. 59-61.
23. Петухов H.A., Толаченко A.A. Правам военнослужащих - надежную судебную защиту // Право Вооруженных силах, 2002, № 7. С. 5.
24. Попов А.И. Система военных судов Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период. Материалы научно-теоретической конференции (29 ноября 2002 года). - Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2007. С. 141-144.
25. Путин В.В. Пятый Всероссийский съезд судей // "Арбитражная практика", № 01 (01), 2001. С. 3-6.
26. Федулова М.Н. История становления и развития военных судов в России // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Российское законодательство и проблема его совершенствования. – М.: Изд-во МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2006. С. 193-205.
1,200 руб.