Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые
близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват
формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему
поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.
Во многом причины названных тенденций связаны с изменением
ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени
для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.
Проблема: какие особенности восприятия родителей детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – влияние стиля родительского общения на самооценку детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить особенности восприятия родителей детьми старшего
дошкольного возраста.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Методы исследования: теоретическое исследование состояния изучаемого вопроса по источникам педагогической литературы, анализ и синтез. Эмпирическое исследование: наблюдение, методики: рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман), тест на исследование самооценки «Лесенка» (Дембо – Рубинштейн).
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад
1,200 руб.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА….........5
1.1. Детско-родительские отношения как фактор
семейного воспитания…..................................................5
1.2. Особенности восприятия родителей детьми старшего
дошкольного возраста…………………………………..............................10
1.3. Стиль общения родителей и его влияние на детей старшего
дошкольного возраста……………………………………......................…13
Выводы по первой главе……………………………………………………....15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ВОСПРИЯТИЕ
РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА………………………………………………………....16
2.1. Методы и организация исследования……………………………………...16
2.2. Анализ полученных данных………………………………………………..19
Выводы по второй главе……………………………………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................24
1,200 руб.
Ребенок живет в семье и, прежде всего, он общается с родителями. Для него все зависит от них и их эмоций. Дети — существа эмоциональные по сути своей и общаются на эмоциональном уровне. Своим поведением они демонстрируют свои чувства. Если внимательно наблюдать за ребенком, можно легко определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится.
Дошкольники, в свою очередь, обладают сверхъестественной способностью распознавать чувства родителей по их поведению. Нередко взрослые отмечают, что дети — это "маленькие психологи", потому что у них есть эта удивительная способность, которую большинство людей утрачивает, становясь взрослыми. Они могут чутко улавливать, что чувствуют мама и папа, по тому, как они себя ведут. Для этого родителям достаточно вести себя естественно, искренне выражая свои чувства на деле. Именно от этого зависит, как живется ребенку в доме, что он чувствует, находясь рядом с людьми, которых он безоговорочно любит.
Видя, как поступают взрослые в той или иной ситуации, малыш учится всему, беря с них пример. Возникшие перед ним проблемы он будет решать тем способом, который усвоил дома, используя при этом манеры, позы, речь родителей. Став невольным свидетелем разговора своего ребенка со сверстником, взрослые невольно узнают свои слова и интонации. Дети замечают все, что делают мама и папа, учатся ли они делать первые шаги или помогают ремонтировать отцу машину. Родители — всегда образец для подражания.
1,200 руб.
1. Алёшина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //
Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.
2. Бодалёв, А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы
психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.
3. Выготский, Л.С. Детская психология //Собр. Соч. – М., 1982.-
т.4.
4. Гозман, Л.Я., Алёшина, Ю.Е., Социально-психологические
исследования семьи: проблемы и перспективы //
Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.
5. Дробот, О. Любить друг друга – значит смотреть не на друг
друга, а в одну сторону // Семья и школа.- 1999.- №10.- с.10-13.
6. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-
справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 567с.
7. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на
формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991.
-№1.- с.135-142.
8. Думитрашку, Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие
детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.104-113.
9. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и
ненормативного поведения детей дошкольного возраста //
Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
10. Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-
родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
11. Кулакова, Е. Изучение эмоционального самочувствия
дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.:
Воронеж, 1997.- 216с.
13. Москаленко, В.Д. Ребёнок в «алкогольной» семье:
психологический портрет // Вопросы психологии.-
1991.- №4.- с.72.
14. Петрова, Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители
«едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.-
№1.- с.77-82.
15. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие
родителями своих детей // Вестник Московского университета.-
2000.- №1.- с.88-93.
16. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.
Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
17. Сатир, В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.-
М., 2000.
18. Самсонова, Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей
старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в
детском саду.- 2003.- №3.- с.89-109.
19. Селивёрстова, Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против //
Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
20. Смирнова, Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского
отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.-
2003.- №4.- с.102-108с.
21. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для
учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии,
2003.- 480с.
22. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы
психологии.- 1990.- №1.- с.93-99.
23. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов
н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
24. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
1,200 руб.