Введение
Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей развития у детей творческого мышления. Одним из важных направлений исследования процесса развития творческого мышления школьников является изучения творчества как методологической основы процесса обучения.
Проблеме развития творческого мышления посвятили свои работы основоположники педагогической психологии – А.А.Люблинская (1977), Н.А.Менчинская (1978), С.Л.Рубинштейн (1989) и др. В настоящее время следует отметить работы В.В.Давыдова (1996), А.М.Матюшкина (1972, 1996), Я.А.Пономарева (1976), Э.Д.Телегиной ( 1993), И.С.Якиманской (1995), Е.Л.Яковлевой (1996) и др.
Проблема направленного влияния на развитие творческого мышления стоит достаточно остро и в зарубежной, и в отечественной психологии. Если раньше некоторые психологи (Д.Дьюи,1997; В.Штерн,1924) считали, что творческие способности изначально заданы, то теперь несмотря на различия в понимании природы и механизмов творчества, большинство из них стремятся найти подходы к активизации креативности ребенка. В настоящее время практические все педагоги и психологи, изучающие творчество, признают необходимость создания педагогики творчества, которая включает в себя два основных направления. С одной стороны, это исследования, показывающие роль обучения в развитии творческого мышления. С другой – это разработке и использование комплексных программ, ориентированных на развитие творчества у детей.
В психологической литературе иногда встречается точка зрения, согласно которой творчество противостоит обучению: творчество содержит в себе или новый продукт, или новый и приемлемый ответ, то время как обучение не связано ни с новыми, ни с оригинальными идеями, оно опирается на приобретенные элементы, которые представляют собой единицы хранения в памяти и которые можно восстановить из нее.
Однако по мнению многих психологов, это противопоставление является слишком категоричным и не отражает внутреннюю взаимосвязь обучения и творчества. Понимая психическое развитие как диалектический процесс, правомерно не противопоставлять обучение и творчество, а видеть их взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопереходы. Так, тезис Л.С.Выготского (1983) о роли обучения в развитии психики ребенка обосновывает приоритетность обучения в образовательном процессе. В то же время он не отрицает творчества, поскольку весь процесс обучения, по его теории, нацелен на развитие творческих способностей ребенка. Обучаясь, ребенок приобретает возможность не только присвоить все то, что выработало человечество, приспособиться к окружающему миру, но и создать новое, приобретает возможность включиться в созидательный процесс. С этих позиций можно говорить о возможности развития творческих процессов в единстве с обучением.
Цель развивающего образования, с точки зрения В.В.Давыдова (1996); Л.В.Занкова (1972), И.С.Якиманской (1995) и др., состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал человека.
Однако, как показывает практика, система обучения, сложившаяся на сегодняшний день, требует от учащихся преимущественно репродуктивной активности, ориентирована в большей степени на развитие познавательных способностей. Творческое мышление зачастую рассматривается как необязательный компонент процесса учения. Каким образом данная ситуация сказывается на развитии творческого мышления школьников? Приведем данные, касающиеся младшего школьного возраста.
В исследованиях Н.В.Кочелаевой (1997), Я.Кюрти (1983), М.А.Сорокиной (1996), Е.И.Щеблановой (1998) и др. отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его показателей. В качестве конкретных причин, отрицательно влияющих на развитие творческого мышления школьников, можно назвать следующие: в процессе обучения преимущественно используются задания закрытого типа, которые формируют конвергентное мышление (Д.Гилфорд,1986; И.Тейлор,1959; П.Торренс,1979 и др.); в условиях школьного обучения развивается в основном вербальная сторона интеллектуального развития, а невербальная – в значительно меньшей степени ( В.П.Арсланьян, 1996; Т.В.Ахутина и Н.М.Пылаева,2001; В.С.Ротенберг,1987 и др.); в учебном процессе преобладают репродуктивные учебные действия (Э.Д.Телегина и В.В.Гагай,1986; Н.Б.Шумакова,1991); в процессе обучения детям делегируется только исполнительская функция, а регулирующая и контролирующая - узурпированы учителем (С.Н.Морозюк, 2000).
При таком подходе к учебному процессу не удивительно, что школа в большинстве своем выступает в качестве фактора, тормозящего развитие творческого мышления школьников. Тем не менее многочисленные экспериментальные исследования убедительно подтверждают факт решающего влияния технологии обучения на развитие творческих способностей.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании вопроса взаимосвязи творческих проявлений и стилей семейного воспитания у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования заключается в том, что процесс изучения творческих особенностей младших школьников будет более эффективным, если изучить вопрос о взаимосвязи творческих проявлений и стилей семейного воспитания у младших школьников.
Поставленная цель работы и выдвинутая нами гипотеза потребовали решения следующих конкретных задач:
- рассмотреть историю развития творчества в зарубежной и отечественной психологии.
- проанализировать проблему развития творческих способностей
- рассмотреть понятие стиля семейного воспитания, традиции исследования особенностей стилей воспитания в психологии.
- рассмотреть особенности семейных (родительско-детских) отношений.
- рассмотреть психологические особенности младшего школьника.
- провести психологическое обследование семьи.
Объектом исследования в данной работе является детско-родительские отношения с младшим школьником.
Предмет исследования – взаимосвязь творческих проявлений и стилей семейного воспитания у младших школьников.
Теоретическое значение – данная работа вносит вклад в разработку теоретических аспектов изучения взаимосвязи творческих проявлений и стилей семейного воспитания у младших школьников.
Практическая ценность состоит в том, что конкретный теоретический и практический материал может быть использован для лекций по психологии, психотерапии, социологии и др. дисциплинам.
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
- наблюдение и обобщение накопленного за годы передового опыта по рассматриваемой нами проблеме.
3,000 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Различные подходы к пониманию
творчества в зарубежной и отечественной психологии…………………6
1.1. Подходы к пониманию творчества в
зарубежной психологии……………………………………………………...6
1.2. Подходы к пониманию творчества в
отечественной психологии………………………………………………….7
1.3. Проблема развития творческих способностей……………………...12
Глава II. Взаимосвязь творческих проявлений
и стилей семейного воспитания у младших школьников…………….30
2.1. Психологические особенности младшего
школьного возраста………………………………………………………...30
2.2. Стиль семейного воспитания и личностные
особенности родителя……………………………………………………...36
2.3. Психология семейных (родительско-детских)
Отношений…………………………………………………………………..48
2.4. Психологическое обследование семьи………………………………53
2.5. Психология и психотерапия семьи…………………………………..70
Заключение…………………………………………………………………..74
Список литературы………………………………………………………....76
3,000 руб.
Заключение
Рассмотрение основных моделей и программ, направленных на развитие детей, показывает, что имеется определенное противоречие между представлением о психологической природе творчества, с одной стороны, и практикой обучения и развития детей – с другой. Практически все современные теоретические концепции признают, что творчество – многомерное явление, включающее как когнитивные, так и личностные составляющие. Однако большинство моделей и программ обучения детей ориентировано преимущественно либо на когнитивное развитие, либо на развитие творческой личности в целом. При этом остается в стороне анализ специфики развития творческого мышления на основе анализа каждого компонента в структуре креативности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам наиболее полно выявить структуру творческого мышления, которая включает в себя два компонента: операциональный (познавательные способности) и регуляционный (мотивационно-волевые средства регуляции творческого мышления). Операциональный компонент представлен тремя уровнями: перцептивным, мнемическим, имажетивным. Регуляционный компонент имеет следующие уровни: эмоциональный (эмоциональная устойчивость), волевой (волевые качества и волевое усилие), мотивационный (познавательные интересы в форме постановки вопросов).
Как показало наше экспериментальное исследование, компоненты творческого мышления в процессе его функционирования взаимодействуют друг с другом. В процессе взаимодействия между ними могут складываться отношения полной взаимной обусловленности и отношения компенсации, которые выступают в качестве механизма развития творческого мышления. Таким образом, когнитивные и личностные компоненты действуют не изолированно друг от друга, а комплексно, взаимно дополняя и усиливая эффект регуляции творческого мышления.
Признание структурных свойств творческого мышления в качестве ведущих позволяет нам сделать вывод о том, основу развития творческого мышления составляет формирование системы операциональных и регулирующих механизмов как структурных его компонентов и включает в себя: формирование продуктивных перцептивных, мнемических и имажетивных действий; развитие познавательных интересов через формирование умения формулировать вопросы.
Ориентация школы на развитие творческого мышления через формирование операциональных и регулирующих механизмов как структурных его компонентов позволит значительно расширить методический инструментарий учителя, направленный на усиление развивающего эффекта процесса обучения.
3,000 руб.
Список литературы
1. Агавелян О. К., Агавелян В. С., Смирнова И. Творческий путь М. С. Певзнер. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2001.
2. Адаскина А.А. Креативность и художественные способности. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
3. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б., О психологии изобретательского творчества. - Журнал "Вопросы психологии", № 6, 1956 г. http://www.altshuller.ru/triz0.asp. 4. Бердяев Н.А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991.
5. Богоявленская Д.Б. К вопросу о понятии "одаренность" и методам ее идентификации. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
6. Большой психологический словарь. /Сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко/. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005 (Проект «Психологическая энциклопедия»).
7. Булка Н. И. Вербальная креативность: адаптация теста П. Торренса. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2002.
8. Булка Н. И. Креативность как залог социального успеха. Сборник тезисов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М.: МГУ, 2002.
9. Варламова Е. П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Сборник тезисов международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М.: МГУ, 1998.
10. Голикова Е. М. Одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте. Тезисы докладов международной научно-практической студенческой конференции «Традиции и новаторство в современном образовании». – Н.Новгород: НГПУ, 2001.
11. Горбунова Г.А. Факторы развития изобразительного творчества у учащихся. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
12. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2000.
13. Гуськова Е. А. Связь креативности и агрессии в подростковом возрасте. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2001.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1880 - 1882. Адаптация и издание - М.: Изд-во "Цитадель", 1998.
15. Даринская Л.А. Педагогическая поддержка как механизм развития творческого потенциала. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
16. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. - М.: Вопросы психологии, №2, 1999.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002.
18. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001.
19. Журавлев А. Л. Некоторые тенденции развития психологии. Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». - СПб.: СПбГУ, 1998.
20. Защиринская О. В., Семина О. Б. Развитие творческого мышления: личностно-ориентированный подход. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 1999.
21. Зубанов Д. А. Влияние совместной деятельности на творческое мышление. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2001.
22. А. В. Творческие способности в структуре интегральной индивидуальности учащихся разного возраста. Тезисы докладов международной научно-практической студенческой конференции «Традиции и новаторство в современном образовании». – Н.Новгород: НГПУ, 2001.
23. Костицын Н. А. Новые подходы к диагностике и развитию креативности. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 1999.
24. Костицын Н. А. С чего начинается творчество?.. Сборник тезисов 2-й всеукраинской научной конференции молодых учёных «Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследований». Тезисы к докладу. - Киев: КУ им Т. Шевченко, 2000.
25. Коструб И. В. Связь креативности и статусного положения младшего школьника в группе сверстников. Тезисы докладов международной научно-практической студенческой конференции «Традиции и новаторство в современном образовании». – Н.Новгород: НГПУ, 2001.
26. Коськов. М. Предметное творчество, части 1,2,3. – СПб.: ТОО "Фирма "Икар", 1996.
27. Краткая философская энциклопедия. - М.: «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994.
28. Краткий психологический словарь. /Сост. Л. А. Карпенко; Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского/. – М.: Политиздат, 1985.
29. Кузичева А. П. Творчество: загадки, иллюзии, правда: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991.
30. Лук А. Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976.
31. Лук А. Н. Стимулирование творческой активности: Обзор зарубежных исследований. - Вестник АН СССР, 1978, № 3.
32. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006.
33. Мординсон Е. М. Особенности творчества дошкольников в изобразительной деятельности. Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения»: Психология и политика». - СПб.: СПбГУ, 2002.
34. Маданес К.. Системная семейная психотерапия. - М, 1999.
35. Минухин С., Ч. Фишман. Техники семейной терапии.- М, 1998.
37. Прокопьев Д. Л. Проблема взаимосвязи креативности и интеллекта. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
38. Психологический словарь. /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР/. – М.: Педагогика, 1983.
39. Пэпп П.. Семейная терапия и её парадоксы. - М, 1998.
40. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. - М.: Вопросы психологии. №4 1998.
41. Ульянкина Н. Н. Творческая совместная деятельность как форма психологической помощи детям с неблагоприятным статусом в группе. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2003.
42. Фидирко М. В. Гибкость мышления и успешность решения эвристических задач. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2002.
43. Хорошун М. Э. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в играх. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2001.
44. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПбГУ, 2003.
45. Шипилкина Т. А. Игра в развитии творческой активности младших школьников на уроках музыки. Сборник тезисов международной межвузовской студенческой научно-практической конференции «Психология XXI века». - СПб.: СПбГУ, 2001.
46.Эйдемиллер Э, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. - С-Пб, 1999.
3,000 руб.