Семья является традиционно главным институтом воспитания. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. Поскольку первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье, эффективность этого процесса зависит, прежде всего, от типа семьи и ее социального статуса.
Увеличение числа неполных семей стало характерной чертой социальной тенденцией последних десятилетий. Семья, в которой ребёнка воспитывает один родитель, сейчас стала обычным явлением.
Согласно статистическим данным, в каждой пятой семье с детьми дошкольного и младшего школьного возраста отсутствует один из родителей. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 миллионов детей, или 13% от общей численности детей до 18 лет. Однако, более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи [8,с.58].
Семья, как социальная ситуация развития является важнейшим элементом психического становления человека, следовательно, психологические условия воспитания детей в полной и неполной семье оказывают существенное влияние на развитие дошкольника.
Бесспорным является положение психологов о развивающем характере общения взрослого с ребёнком, о важности обеспечения полноценного эмоционального развития ребёнка в семье, о базисной роли положительных эмоциональных контактов ребёнка с матерью. В связи с этим, воспитание ребёнка в неполной семье имеет ряд специфических психологических и социальных особенностей, психологи отмечают как следствие этих условий – формирование индивидуальных характерологических особенностей ребёнка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Нарушения в эмоциональных контактах ребёнка с близким взрослым, нарушение семейных связей приводят к возникновению у ребёнка внутреннего дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии (Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, А.Я Варга, А.Н. Захаров, К.С. Лебединская, Г. В. Лунина).
В данной связи актуальность исследования заключается в том, что в связи с такой массовостью проблема воспитания детей в неполных семьях становится государственной проблемой и требует социального исследования. В то же время, несмотря на рост научных исследований проблем неполных семей, широких обобщений, подтверждённых эмпирическими исследованиями, представлено недостаточно. Теоретические положения нередко бывают односторонними и противоречивыми. Следовательно, изучение данной проблематики является востребованным и значимым.
Основная цель работы заключалась в теоретическом и практическом исследовании взаимосвязей стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования:
• существуют как сходства, так и отличия взаимосвязей стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей;
• особенности взаимосвязей стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей определяются как индивидуально-типическими характеристиками мальчиков, так и условиями среды воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности тревожности как психологической категории.
2. Исследовать влияния стилей детско-родительских отношений на развития ребёнка.
3. Проанализировать особенности психологической депривации в неполной семье.
4. Выявить психолого-педагогические особенности личности старшего дошкольника.
5. Провести практическое исследование психологических особенностей взаимосвязей стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей.
Объект исследования - взаимосвязь стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей.
Предмет исследования - дошкольник в возрасте 5-6 лет.
Практическое значение определяется тем, что выделение условий, влияющих на психическое развитие ребёнка в неполной семье, может способствовать наиболее эффективной коррекционной и развивающей деятельности педагога с дошкольником из семей данной категории.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования 6
1.1. Тема тревожности в психологической литературе 6
1.1.1. Тревожность как психологическая категория 6
1.2. Особенности тревожности у дошкольников 9
1.2. 1.Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2.2. Влияние стилей детско-родительских отношений на развитие ребёнка 13
1.3. Психологическая депривация в неполной семье 19
1.3.1.Психологические особенности неполных семей 19
1.3.2. Психическая депривация ребёнка в неполной семье 25
1.4. Психолого-педагогические особенности развития личности старшего дошкольника 30
Выводы 39
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязей стилей воспитания и тревожности мальчиков из полных и неполных семей 41
2.1. Организация и проведение исследования 41
2.2. Результаты Т- критериального анализа Стьюдента полученные на выборках мальчиков из полных и неполных семей 51
2.3. Анализ взаимосвязей компонентов эмоционально–личностной сферы мальчиков и стилей родительско–детских отношений 56
2.4. Рекомендации педагогам и психологам по работе с тревожными мальчиками из неполных семей и их родителями 65
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения 77
3,000 руб.
Таким образом, изучив теоретические аспекты, проблемы исследования влияния стиля воспитания на тревожность мальчиков из полных и неполных семей, можно сделать следующие выводы:
• тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают; причинами возникновения тревожности являются взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, фиксация страхов в детском возрасте, внутренний конфликт, повышенная сензитивность ребёнка, стиль общения родителей с детьми; тревога является важнейшим источником тревожности ребёнка;
• стиль родительского воспитания – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка; становление личности ребёнка и особенности прохождения им процесса социализации напрямую зависит от стиля родительского воспитания;
• дети из неполных семей более склонны испытывать чувство тревоги и собственной неполноценности, чем дети из полных семей; отсутствие отца отражается на половой идентификации как мальчиков, так и девочек; ребёнок воспитанный в неполной семье обладает отрицательным опытом в подготовке к семейной жизни; неполная семья способна оказывать негативное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка; создаёт трудности в эмоциональном и нравственном воспитании ребёнка;
• развитие личности старшего дошкольника во многом зависит от социальных отношений, на которые в первую очередь воздействуют окружающие взрослые; познание себя, своих особенностей и способностей осуществляется в ходе игровой и познавательной активности дошкольника, а также под влиянием мнения взрослых и сравнения себя со сверстниками и их оценкой; индивидуальные психологические особенности ребёнка, позволяющие успешно выполнять определённые виды деятельности проявляются только в активности дошкольника, в деятельности ребёнка
Т-критериальный анализ Стьюдента выявил следующие различия в эмоциональном состоянии мальчиков из полных и неполных семей:
• мальчики, воспитывающиеся в полной семье, чувствуют себя защищёнными, знают, что могут рассчитывать на помощь членов семьи, уравновешенны, не склонны реагировать на фрустрирующие стимулы, имеют сформированные коммуникативные навыки.
• мальчики из неполных семей не чувствуют себя защищёнными в семейной ситуации, они неуверенны в себе, стеснительны, ранимы, находятся в состоянии напряжения, возбудимы, быстро утомляются, тревожны, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками.
Кроме этого, Т – критериальный анализ выявил следующие различия в особенностях детско-родительских отношений в полных и неполных семьях:
• родители из полных семей не склонны к эмоциональной близости со своим ребёнком, предоставляют мальчикам излишнюю свободу, контроль осуществляют эпизодически, не всегда знают потребности ребёнка, не интересуются его делами и заботами, не доверяют своим детям, не уважают их, способности ребёнка оценивают низко, эмоционально отделены от ребёнка;
• родители из неполных семей стремятся к предельно близким эмоциональным контактам со своим ребёнком, стараются удовлетворить все его желания и потребности, оградить от неприятностей жизни, ощущают постоянную тревогу за ребёнка, не предоставляют ребёнку возможности для самостоятельных проявлений; предпочитают авторитарный стиль воспитания, требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать детям свою волю во всем, пристально следят за привычками ребёнка, заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются во всём помогать ему.
Корреляционный анализ выделил следующие взаимосвязи эмоционально-личностной сферы мальчиков и стилей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях:
• мальчики, из полных семей, которые напряженны, фрустрированны, чувствуют тревогу, неуверенность; спокойные и невозмутимые дошкольники, имеют адекватные реакции, общительны как со сверстниками, так и со взрослыми;
• проблемы в эмоциональном состоянии мальчиков из полных семей связаны с состоянием враждебности по отношению к окружающим; доброжелательные отношения способствуют формированию адекватных реакций и переживаний;
• позитивное отношение к себе, уверенность в собственных силах способствует формированию у мальчиков из полных семей эмоциональной стабильности; ощущение нестабильности, потеря своего «Я» способствует формированию неуверенности, тревожности;
• мальчики с хорошими коммуникативными способностями воспитываются в семьях, где родители предоставляют детям свободу, не всегда знают потребности ребёнка; дети, родители которых предпочитают авторитарный стиль воспитания, испытывают трудности в общении со сверстниками, замкнуты, недоверчивы.
• Имеют спокойный эмоциональный фон те мальчики из неполных семей, которые доброжелательны, эмоционально стабильны; эмоционально неустойчивые, неуверенные в себе мальчики, склонны к проявлениям тревожности;
• уверенные в себе мальчики с хорошими коммуникативными навыками, активны, решительны, спокойны; неуверенные в контактах и деятельности мальчики из неполных семей, обособленны, раздражительны, эмоционально неустойчивы;
• излишняя склонность к эмоциональной близости с ребёнком со стороны родителя способствует низкой адаптивности мальчика из неполной семьи, в то время как дети, родители которых предоставляют ребёнку самостоятельность уверенно чувствуют себя в новых обстоятельствах, хорошо приспосабливаются к новым условиям;
• мальчики из неполных семей, с низким уровнем коммуникативных навыков тревожны, обеспокоены, у них преобладает плохое настроение; лёгкие в общении, эмоционально открытые мальчики спокойны, эмоционально устойчивы.
Следовательно, существуют как сходства, так и отличия влияния стилей воспитания на тревожность мальчиков из полных и неполных семей; особенности влияния стилей воспитания на тревожность мальчиков из полных и неполных семей определяются как индивидуально-типическими характеристиками мальчиков, так и условиями среды воспитания. Гипотеза исследования подтвердилась.
3,000 руб.