Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, ибо выступает в качестве объединяющего, сплачивающего общество.
Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом. Однако российское общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. Вследствие этого система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития личности. Наблюдение за поведением детей вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом. Одним из путей, ведущих к воспитанию полноценной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о настоящем и будущем соотечественников, является настоятельное обращение, и пристальное внимание к опыту и средствам педагогической науки. Вопросы формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных ориентации характеризуются высокой значимостью для современной средней общеобразовательной школы.
Известно, что в младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяются их нравственные отношения с окружающим миром и другими людьми. Младшие школьники активно проникают в социальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.
Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью нравственного развития личности – воспитания моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Нестабильность современного мира объективно задает трудности определения положительного нравственного идеала подрастающего поколения. Диагностика и прогнозирование особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психолого-педагогические задачи: способствовать нахождению детьми разнообразных граней своего «Я», формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в ценностно-смысловом и действенном поиске собственной позиции и реализовать ее в ситуации неопределенности. Целенаправленная и профессионально организованная помощь в определении нравственного идеала позволит детям позитивно воспринимать собственное «Я» и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.
Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершено иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции.
Исследуемая нами проблематика духовно-нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Они показали, что нравственность определяет действие личности не по внешнему следованию моральным традициям, нормам, а по внутреннему убеждению, где мораль становится нравственным мерилом поступков, побуждений.
Современная система воспитательной работы должна быть ориентирована на формирование основополагающих нравственных отношений, определяющих жизненную позицию человека в обществе, его мировоззрение, смысл жизни.
Анализ результатов указанных исследований свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение нравственного воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, так как современная действительность требует совершенствования процесса формирования нравственной культуры личности. Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:
- социальной востребованностью повышения нравственной культуры подрастающего поколения и недостаточной разработанностью данной проблемы с учетом современных реалий;
- трансформацией целей и технологий педагогической деятельности, направленной на нравственное воспитание школьников и реальным состоянием образовательного процесса, все еще пребывающего в традиционной (знаниевой, функциональной парадигме);
- потребностями младших школьников в нравственном самоопределении и возможностями их удовлетворения в образовательном процессе;
- современными требованиями к профессиональному облику учителя и недостаточным уровнем его педагогической и нравственной культуры.
Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование нравственных качеств младших школьников».
Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы педагогические условия формирования нравственных ценностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.
Раскрытие темы дипломной работы потребовало использования ряда терминов, нуждающихся в пояснении.
Нравственность – культурно–нормативная форма регуляции человеческих отношений; способ регулирования поведения индивида, реализуемый через выработку духовных ценностей – понятий добра, долга, справедливости, совести, чести, достоинства
Ценности – интегрирующий системообразующий компонент структуры личности, воздействующий на развитие мотивационно-потребностной сферы, определяющий направленность личности и являющийся одним из важнейших механизмов её саморегуляции.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель дипломной работы - рассмотреть формирование нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если используется модель, которая предполагает соблюдение следующих условий:
• расширение ценностного пространства младшего школьника в личностно-значимой деятельности;
• организация деятельности, способствующей переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общественного и личностного смысла ценности;
• включение младших школьников в коллективную творческую деятельность, направленную на актуализацию ценности.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
1. изучить понятие, сущность, особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. описать роль социокультурной среды школы в нравственном воспитании младших школьников;
3. выявить критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;
4. рассмотреть внеурочный досуг детей младшего школьного возраста и его возможности в воспитании;
5. дать обоснование технологии организации досуга в формировании нравственных качеств у детей 3-го класса общеобразовательной школы № 525.
6. провести экспериментальную проверку технологии организации досуга и анализ ее результатов у детей 3-го класса общеобразовательной школы № 525.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в нем представлены рекомендации по повышению эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей у младших школьников. Предложенные методические материалы могут быть использованы при разработке тематических планов в системе общеобразовательных школ. Результаты открывают реальную возможность для обеспечения образовательно-воспитательных заведений эффективными программами по проблемам развития социально-нравственных ценностей личности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась школа 525 г. Москвы.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал, разрабатывался план и методика исследования.
На втором этапе проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования нравственных ценностей младших школьников в условиях общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.
На третьем этапе уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись данные опытно-экспериментальные работы и осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования.
3,000 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время 9
1.1 Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: понятие, сущность, особенности. 9
1.2. Социокультурная среда школы в нравственном воспитании младших школьников. 19
1.3. Критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста. 40
Вывод по главе 1. 45
Глава 2. Технология досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста в воспитании у них нравственных качеств и ее экспериментальная проверка. 47
2.1. Внеурочный досуг детей младшего школьного возраста и его возможности в воспитании. 47
2.2. Обоснование технологии организации досуга в формировании нравственных качеств у младших школьников общеобразовательной школы № 525 51
2.3. Экспериментальная проверка технологии организации досуга и анализ ее результатов у детей 3-го класса общеобразовательной школы № 525. 55
Вывод по главе 2. 68
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения…………………………………………………………………………80
3,000 руб.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Совокупность базовых нравственных ценностей можно выделить по признаку субъектов гуманных отношений. Они располагаются концентрически:
Человек, Близкие, Отечество, Человечество. При формировании ценностного отношения к близким людям ученики задумываются о благе для всего человечества. В этом проявляется и относительность, и абсолютность ценностей как категории нравственности. Ценности осознаются младшими школьниками не линейно (по одной в определенном порядке), а во взаимосвязях. Поэтому выделение в программах порядка следования ведущих для формирования у школьников ценностей является условным.
2. Специфика формирования нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.
Ученики третьих классов перешли на стадию персонализации, когда на фоне действующих внешних регуляторов поведения набирают силу внутренние регуляторы: совесть, стыд и др. Особенности данного возраста в обобщенном виде представляют собой симптомокомплекс кризиса 7 лет - «чувство социальной компетентности» и обусловливают действие ведущих механизмов формирования ценностей: интериоризации и социализации в совокупности с другими.
3. Среди фаз процесса ориентации личности в мире ценностей (присвоение, преобразование, проектирование) наиболее ярко, четко наблюдаема в младшем школьном возрасте фаза присвоения ценностей. Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).
4. Современная практика организации внеурочной деятельности младших школьников основывается на принципах субъектности, принятия ребенка как данности, ценностной ориентации. Благоприятны для формирования нравственных ценностей учеников следующие особенности внеурочной деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.
5. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента выявлены наиболее общие особенности эмоционально-ценностной сферы современных младших школьников. Если второклассников характерен общий неудовлетворительный уровень сформированности нравственных ценностей, то у третьеклассников наблюдается положительная динамика в формировании представлений о нравственных ценностях, стремлении к общечеловеческим ценностям и проявлении заботы о близких и далеких людях. При взаимодействии друг с другом они ориентируются на собственный опыт жизнедеятельности, стихийно приобретаемый вне стен школы, и замечания учителя.
Влияние субъективной аксиосферы учителя распространяется на все компоненты ценностей и в большей степени на оценочно-эмоциональный и мотивационный. У младших школьников это проявляется в схожих с педагогом ценностных отношениях к явлениям действительности, желаниях и мечтах школьников, образах идеального человека.
6. Основными компонентами модели формирования нравственных ценностей являются: младший школьник, учитель, внеурочная деятельность, в которой они взаимодействуют и социо-культурная среда. Модель предполагает соблюдение следующих условий:
- расширение ценностного пространства младшего школьника в личностно-значимой деятельности;
- организация деятельности, способствующей переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общественного и личностного смысла ценности;
- включение младших школьников в совместную деятельность, направленную на актуализацию ценности.
Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность гипотезы и обоснованность выдвигаемых на защиту положений.
7. Цель данной работы достигнута, однако остаются неразрешенными некоторые вопросы. Они затрагивают особенности формирования нравственных ценностей у учеников третьих – четвертых классов, влияние субъективной сферы учителя на ценности младших школьников, преемственность в формировании нравственных ценностей в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе и другие. Поиск ответов на них представляется нам интересным и необходимым для теории и практики нравственного воспитания.
9. Формирование системы нравственных ценностей школьников теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающая роль в этом процессе отводится как семье, так и образовательным учреждениям, но не менее важным представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.
3,000 руб.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А.Каирова и О.С.Богдановой. — М.: Просвещение, 1979 — 318 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — С.73
3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. — М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
4. Богданова О. С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
5. Болдырев НИ. Методика воспитательной работы в школе. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
6. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. —М.: Просвещение, 1983. — 268 с.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М: Прометей, 1996. — С.267
8. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
9. Методика воспитательной работы! Под ред. Л.И.Ру-винского. —М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
10. Менчинская Е. А. О проблемах социокультурного развития младших школьников в практике современного гуманистического воспитания // Педагогический вуз как региональный культурно-образовательный центр в условиях Урала и Сибири: Материалы региональной научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. С.112-114
11. Менчинская Е. А. Рекомендации для педагогов начальной школы по построению модели воспитательного пространства ОУ, направленного на обеспечение условий для воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития // Пути реализации основных направлений модернизации начального образования юга Тюменской области: Методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2003. 79 с.
12. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2007. - №1. – С. 72-75
13. Михайлова Е.В. Детская книга как средство нравственного воспитания младшего школьника // Эффективный учитель: Материалы научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. – М.: МГПУ, 2004. – С. 54-58
14. Михайлова Е.В. Диагностика сформированности нравственных ценностей у младших школьников // Школа ХХI века: Материалы научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2005. – С. 38-42
15. Михайлова Е.В. Проблема формирования нравственных ценностей у школьников во внеурочной краеведческой деятельности // Инновационные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и социуме: Материалы научно-методической конференции. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. – С. 93-95
16. Михайлова Е.В. Нравственные ценности младших школьников Москвы // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. Информационно-аналитическое издание Департамента образования города Москвы. – М., 2006. - №6. – С. 20-21
17. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Экон-Информ, 2006. – С. 221-228
18. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск XXIII / Сост. И отв. ред. Ю.Н. Рыбин. – М.: МГПУ, 2006. – С. 52-62
19. Федоскина О. В. Взаимодействие педагога с родителями – путь к развитию личности ребёнка // Каптерев и современное образование. Тюмень: ТОГИРРО, 2001. С. 37-39.
20. Федоскина О. В. Организация обучения и воспитания младших школьников на основе групповых стратегий в рамках классно-урочной системы // Материалы 3-й межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции "Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе". Книга 1. Санкт-Петербург: УМЦ, 2002. С.143-145.
21. Федоскина О. В. Дорога к ученическому счастью // Организация мыслительной деятельности младших школьников в условиях совершенствования содержания и структуры начального образования в системе Л.В. Занкова: Материалы межрайонной научно-практической конференции учителей начальных классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. С.17-22.
22. Федоскина О. В. «Здравствуй, мир! Здравствуй, Я!» Использование учебного комплекта в образовательном процессе начальной школы с целью социокультурного развития младшего школьника: Методическое руководство. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. 24 с.
23. Фокеева С.Н. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе // Сборник программ по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми. Тюмень: ТОГИРРО, 2003. С. 75-93.
24. Фокеева С.Н. Социокультурное развитие младшего школьника: психолого-педагогический аспект // Теория и методология современного научного исследования Тюменского региона: Сборник работ аспирантов и соискателей. Тюмень: ТОГИРРО, 2004. С. 94-98.
25. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
26. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод.пособие/В.Т.Чепиков. —Гродно:ГрГУ, 2001. — 189с.
27. Шестопалов С.В. Нравственно-психологические идеи / С.В. Шестопалов // Психология и современное общество: взаимодействие как путь саморазвития: материалы III Международной научно-практической конференции. - С.-Петербург: СПБИУиП. – 2008
28. Шестопалов С.В. Принцип формирования социально - нравственного воспитания / С.В.Шестопалов //Формирование культуры здоровья молодежи: материалы II Всероссийской научно- практической конференции. - Пенза: ПГУ, 2007
29. Шестопалов С.В. Социально - нравственное воспитание личности/ С.В.Шестопалов // сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. - Рязань: РязГМУ, 2007, вып. 8.
30. Шестопалов С.В. Формирование интеллектуально – нравственной культуры/ С.В.Шестопалов // Материалы научно - практической конференции молодых учёных. - Рязань: РязГМУ,2007
31. Шестопалов С.В. Развитие интеллектуально – нравственных ценностей/ С.В.Шестопалов // Психолого – педагогические аспекты подготовки специалистов: межрегиональный сборник научных трудов. – Рязань: РязГМУ,2007
32. Шестопалов С.В. Нравственное воспитание на уроках этики / С.В.Шестопалов // Социально – экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний: сборник статей Международной научно – практической конференции. - Пенза: ПГУ, 2006
33. Шестопалов С.В. Формирование социально – нравственных ценностей / С.В.Шестопалов // Сборник научных трудов молодых исследователей. -Рязань: РязГМУ,2006
34. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? — М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
35. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова //Новые исследования в педагогико-психологических науках. Приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Выпуск 2. – Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
36. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у школьников во внеклассной работе/ Н.Н. Шиховцова // Новые исследования в педагогико-психологических науках. Выпуск 3. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 103 - 109.
37. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся. / Н.Н. Шиховцова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Выпуск 2. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. - С. 103 - 116.
38. Шиховцова, Н.Н. О роли классного руководителя в формировании нравственных ценностей у подростков/ Н.Н. Шиховцова // Алиевские чтения. Материалы научной сессии. Часть 1. – Карачаевск, 2007. - С. 372-377.
39. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа/ Н.Н. Шиховцова, Х.Х-М. Батчаева //Вестник КЧГУ. Сборник научных статей. - Карачаевск. 20/2007. - С. 114-122.
40. Шиховцова, Н.Н. О реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании/ Н.Н. Шиховцова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. XIV Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007. – С. 88-91.
41. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у школьников в новых социокультурных условиях/ Н.Н. Шиховцова // Воспитательный потенциал национального образования в условиях российского этнокультурного пространства /Всероссийский научно-практическая конференция. – Казань, 2007. – С. 111-119
3,000 руб.