Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций.
Несформированность речевых и неречевых психических функций не может не отразиться на такой сложной деятельности, какой является учебная деятельность по овладению орфографическими умениями и навыками. У детей с нарушениями речи отмечается недостаточная сформированность мыслительной деятельности. В нашем исследовании мы постараемся рассмотреть направления развития мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи, что и составило цель работы.
Предмет исследования: процесс развития мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Объект изучения - мыслительная деятельность детей нарушением речи.
Задачи работы:
1. провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и выяснить особенности мыслительной деятельности детей с нарушениями речи;
2.определить направлении работы по развитию мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Левитес, В. В., Матросова Т.А., Поддьяков Н.Н.. Филичева Т.Е., Туманова Т.В., Жулапова И.В. и др.
750 руб.
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких - либо сложных процессов.
Проблема развития детей имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты является непреходящей для психологической науки и практики. По разным данным из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в том числе со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата.
Анализ исследований, посвященных проблеме развития мышления дошкольников с проблемами в речевом развитии, позволил выделить основные особенности мышления детей этого возраста: мышление дошкольника носит в основном конкретно-образный характер, его развитие идет от наглядно-действенного к конкретно-образному и от него к понятийному.
Педагоги и психологи сходятся во мнении о том, что логика мышления не дана человеку от рождения. Он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. При отсутствии специальной педагогической работы может не только не происходить развитие мышления, но и наблюдаться его деградация. Поэтому целенаправленная работа по развитию мышления дошкольников необходима и должна быть специально организована. Сензитивным периодом для развития мышления является возраст до 12–14 лет, поскольку психологи отмечают, что к этому возрасту складываются все основные логические операции и в дальнейшем существенных изменений не происходит.
Построение системы педагогической работы с дошкольниками с проблемами в речевом развитии в области развития мышления на основе учета особенностей психического развития ребенка с речевыми проблемами, общей специфики их мышления и в соответствии с целенаправленной установкой на развитие приемов мышления позволяет достигнуть значимых успехов, т.е. возможно достижение вполне хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в дошкольном возрасте.
Кроме того, это будет способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей детей, что, в свою очередь, в дальнейшем стимулирует повышение уровня их обучаемости и улучшение качества образовательной подготовки в целом, как в данном воспитательно-образовательном звене, так и в дальнейшем обучении ребенка.
750 руб.
1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
2.Введение в логопедию. Часть I / Фомичева М.Ф. и др. - М.:ИПП,1996.- 74 с.
3. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. 1987. № 4. С. 135-139.
4.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий – В кн.: Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966. – 278 с.
5.Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
6. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.
8.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у дошкольников и младших школьников. М., 1984.
9.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. – М.: Академия, 1999.
10.Левитес, В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Левитес // Известия Российской академии образования. – 2006. - №3
11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304 с.
12.Мазилов В.А. Психология практического мышления: специфика обобщений и природа реализуемости знаний // Психологический журнал. 1999. № 4. С. 124-126.
13.Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Произв.Сфера. Из серии.....Логопед в ДОУ., М.-2005г.
14.Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 - №4
15.Орлова О. С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями речи // Актуальные проблемы фониатрии: Тезисы докладов международного симпозиума. — Екатеринбург; М., 1996
16.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с..
17.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
19.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.,1999. - 528с.
20.Поддьяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. М.: Педагогика, 1985(а). С. 5-28.
21.Рубинштейн С. Л О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
22.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М, 1999.
750 руб.