Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема свободы прессы и ее социальной ответственности стала особенно острой с современном информационном обществе. Сегодня СМИ проникли во все сферы общественной жизни и обладают значительными возможностями воздействия на сознание большого количества людей. Комплексный характер отношений между редактором и журналистами, органом массовой информации, учредителем, властью и населением выражается в конфликте интересов различных социальных факторов. В современном обществе СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых; что СМИ играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий; что именно СМИ задают массам некие стандарты жизни и сознания. По-разному относясь к тем или иным конкретным средствам информации или к представляемым там конкретным материалам, современные люди тем не менее уже не мыслят своей жизни без газет, журналов, радио или телевидения, которые оперативно рассказывают нам о важнейших событиях в мире, стране, нашем городе.
Именно поэтому и возникает проблема социальной ответственности СМИ. К сожалению, отечественные СМИ нередко игнорируют этот аспект своей деятельности, вольно или невольно злоупотребляя принципом свободы слова. Причем речь идет не только о «желтой» или экстремистской прессе, но и о вполне лояльных и респектабельных СМИ. Многие юристы, работающие в сфере законодательства о СМИ, согласны, что в настоящее время назрела общественная необходимость правовыми методами корректировать деятельность СМИ.
Во всем мире страны, недавно избавившиеся от авторитарного и тоталитарного правления, приходят к пониманию того, что свободное в политическом отношении общество не способно существовать без свободных средств массовой информации. Свободный обмен идеями, мнениями и информацией необходим, так как демократия предполагает общественное обсуждение и открытый процесс принятия решений. Газеты, журналы, радио и телевидение служат не только в качестве форумов для дискуссий, но и источниками информации, на которой могут основываться решения.
Строительство открытого общества всегда было делом нелегким. Если новые демократии во всем мире намерены сохранить и расширить обретенные свободы, как в государственном, так и в частном секторах должны быть созданы и развиты институты, осуществляющие и поддерживающие свободный обмен информации. Эти новые институты могут налагать тяжкое бремя ответственности как на журналистов, так и на политиков.
Целью данной работы является изучение проблемы свободы прессы и её социальной ответственности.
Исходя из цели исследования, мы можем определить задачи:
- рассмотреть место и роль СМИ в современном обществе,
- изучить проблему свободы и социальной ответственности СМИ в современном мире,
- сформулировать выводы.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. СМИ в современном обществе 5
1.1. Положение СМИ в современной России 5
1.2. Российские СМИ в управлении общественными процессами 10
Глава 2. Проблема свободы СМИ в современной России 15
2.1. Свобода слова и её современное прочтение 15
2.2. К вопросу о свободе печати в Российской Федерации 22
2.3. Регулирование средств массовой информации 27
Глава 3. Свобода и ответственность СМИ 31
3.1. Проблемы свободы слова и существования независимой журналистики в современной России 31
3.2. Пресса социальной ответственности 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
1,200 руб.
Таким образом, мы выяснили, что свобода слова – право человека и гражданина выражать свои мысли. В настоящее время свобода слова заключает в себе свободу выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, то есть свобода печати и СМИ. Конституционно каждому гражданину РФ гарантированы свобода слова и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения, а также действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу слова и вероисповедания (например, принуждение к совершению неких религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке, то есть преследуется по закону. Равным образом наказуемо причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Согласно нормам международного права, ограничение на свободу слова может быть осуществлено если три следующих основных условия будут соблюдены. Ограничение на это право должно быть строго регламентировано законом, преследовать истинную праведную цель, а также должно быть необходимым и адекватным для достижения этой благородной цели. Законы, ограничивающие свободу слова должны быть максимально прозрачными и не должны иметь лазеек для отличных от истинных толкований.
Журналисты, политики и чиновники должны овладеть трудными навыками взаимоотношений в свободном и открытом обществе. Даже в давно существующих демократиях эти взаимоотношения представляют собой борьбу. В формирующихся демократиях это и более трудный, и более насущный процесс.
Уровень свободы и независимости средств массовой информации зависит от трех факторов. Первый фактор – регулирование; второй – наличие грамотных менеджеров и способность успешно выживать в новых экономических условиях; третий – степень профессионализма и ответственности.
Свободная пресса, пресса социальной ответственности, конечно же свободна для достижения цели, определяемой ее этическим чувством и потребностями общества. В печатной и электронной журналистике в странах новой демократии свобода может быть тяжким бременем, так как предполагает ответственность. Неизбежно то, что люди будут безответственно говорить, писать и высказываться с экрана идеи, способные обострять социальные и политические проблемы. Попытки разрешить эту ситуацию не должны сводиться к репрессивным ограничениям. Скорее следует сосредоточиться на совершенствовании профессиональных навыков и здравом суждении журналистов.
Даже если независимость СМИ узаконена, пресса адаптирована к свободному рынку, а журналисты придерживаются стандартов ответственности, победа в битве еще не одержана. Люди должны научиться жить каждый день в условиях свободы прессы и вещания. Они должны научиться разрешать свои разногласия без того, чтобы подвергать идею свободного редакционного суждения чрезмерным сомнениям и испытаниям.
Очень нелегко жить с этим свободным обменом идей, особенно там, где такой традиции не существует. Однако велики плоды, приносимые этой свободой. Существование демократического общества возможно только при наличии свободного обмена информацией. Без свободного обмена информацией государство и люди глухи равно ко всему.
1,200 руб.
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1
2. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. — М.: Институт проблем информационного права, 2004. — 686 с. — М.: (Журналистика и право; Вып. 49)
3. Акопов Г. Л. Информационное право. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 352 с.
4. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ. / Под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. — М.: Институт проблем информационного права, 2005. — 628 с. — (Журналистика и право; Вып. 54)
5. Балашова Е. Ответственность прессы и ответственность перед прессой. // Журнал «Курьер» № 17
6. Бундина А. Средства массовой информации в современном обществе. // Факты, события, комментарии. – 2003. - № 1
7. Бусленко Н. И. Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
8. Вебстер Д. Создание свободных и независимых СМИ. – М.: МГУ, 2003. – 121 с.
9. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. И., Попов А. В. Социология. – М.: Гардарики, 2007. – 512 с.
10. Воронина О. А. Гендерная экспертиза Законодательства РФ о средствах массовой информации. – М.: МЦГИ, 1998
11. Гусева О. Н. Российские СМИ в управлении общественными процессами. Материалы научной конференции «Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы». Секция социологии. Москва, 18 февраля 2002. – с. 90-92
12. Ковалева Н. Н. Информационное право России. – М: Дашков и Ко, 2008. – 360 с.
13. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 318 с.
14. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. – М.: МГУ, 2002. – 352 с.
15. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России.— М.: Центр «Право и СМИ», 1999. — 80 с. — (Журналистика и право; Вып. 18)
16. Саморегулирование СМИ: учебно-практические материалы — М.: Институт проблем информационного права, 2005. — 478 с. — (Журналистика и право; Вып. 55)
17. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. – 539 с.
18. Федотов М. А. Правовые основы журналистики. – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. 2002. – 432 с.
19. Фролов С. С. Социология. – М.: Гардарики, 2008. – 344 с.
20. Яременко С. Н., Подопригора С. Я., Тумайкин И. В. Социология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 415 с.
21. Кондрашкин И. О свободе слова и «независимых» журналистах http://www.ikondrashin.ru/
22. О мерах, принимаемых в целях обеспечения свободы печати. К заседанию Государственной Думы 16.02.2005 по предложению депутата Государственной Думы О. Н. Смолина. http://www.smolin.ru/
23. Право и СМИ http://www.medialaw.ru/
1,200 руб.