Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность: Глубокие изменения в организациях, связанные с завершением перехода России на новую модель хозяйствования предопределили необходимость исследования мотивационной сферы сотрудников для поиска действенных методов трудовой мотивации персонала, от которых зависит результативность и эффективность труда. Ни одна организация не станет эффективно функционировать, если не будет разработана должная система трудовой мотивации, так как мотивация побуждает работника и коллектив в целом к достижению личных и организационных целей.
Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Пристальное внимание исследователей привлекает и мотивация деятельности, её воздействие на развитие мотивационной сферы личности. Так, мотивация деятельности стала предметом изучения А.В. Захаровой, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина, и др. В исследованиях Т.Ю. К.М. Никиреева, В.А. Петровского освещены вопросы мотивации общественной деятельности.
Среди отечественных экономистов, значительный вклад в исследование трудовой мотивации персонала в организациях внесли: И. А. Васильев, Е. П. Ильин, А. Г. Здравомыслов, В. П. Рожин, и др.
Так же остро, как и проблема мотивации личности, встает проблема агрессивности – это, едва ли не одна из самых насущных проблем многих из современных гуманитарных наук. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия.
Многочисленные исследования говорят о том, что агрессивность имеет как биологические, так и социально-психологические факторы. В связи с этим в науке, перед психологами и педагогами возникает противоречия, касающиеся агрессии - сама по себе тема агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований. И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
В настоящее время мы можем утверждать, что существует недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы мотивационной сферы личности, особенно в связи с агрессивность субъекта. Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существует необходимость систематизации материала по указанной проблеме, уточнения отдельных категорий и выявление взаимосвязи данных аспектов. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая проработанность мотивации и агрессивности субъекта и необходимость дальнейшего ее изучения обусловили выбор темы работы, постановку цели и определение основных задач исследования.
Цель исследования: теоретически и эмпирически проанализировать проблему агрессии и особенностей мотивации субъекта.
Объектом исследования являются агрессия и мотивация субъекта.
Предметом исследования является влияние агрессии на мотивацию личности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и изучить проблему агрессии в современном обществе, провести анализ научных исследований по проблеме агрессии личности;
2. Дать определение понятиям «мотивация», «мотивационная сфера личности», определить основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности;
3. Провести экспериментальное исследование проблемы агрессии и особенностей мотивации субъекта.
Гипотезы исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и мотивацией субъекта – уровень сформированности мотивации будет выше у людей с низким уровнем агрессивности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов. 1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; 2)эмпирические: диагностические методы (беседы, специально подобранные диагностические методики).
Методики исследования:
1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [18].
2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) [9,c.80-84].
База исследования: одно из частных предприятий города. В эксперименте принимали участие 18 сотрудников данного предприятия.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что использование предлагаемых диагностических методики позволит более глубоко исследовать особенности агрессии и мотивационной сферы личности и выявить взаимосвязь агрессии и мотивации субъектов.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы агрессии и особенностей мотивации субъекта 6
1.1 Изучение проблемы агрессии в современном обществе. Анализ научных исследований по проблеме агрессии личности 6
1.2Определение понятия «мотивация», «мотивационная сфера личности». Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы агрессии и особенностей мотивации субъекта 21
2.1 Цели, задачи, гипотеза исследования 21
2.2 Методика исследования 21
2.3. Результаты исследования 24
2.4 Обработка результатов исследования 27
Выводы по главе 2 29
Заключение 30
Библиография 32
Приложения 34
1,200 руб.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Агрессия — поведение, направленное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Несмотря на агрессивность и враждебность современного общества, все люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение. Для поиска ответов на вопрос "почему?", "ради чего выполняется определенная деятельность?" психологами был введен конструкт "мотивация".
Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на системе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.
Смысл мотивационного процесса заключается не только в преодолении негативного состояния аффективной напряженности, возникающей на первой стадии, но и в притоке энергии, сопровождающем процессы достижения объекта потребности и удовлетворения самой потребности. Поэтому мотивационный процесс — это всегда в той или иной форме дилемма между получением при этом энергии и накоплением энтропии, дилемма, решение которой на уровне человека обусловлено уже не столько индивидными особенностями, сколько социальными нормами.
Оптимизировав опыт исследователей, психологов, педагогов и социологов, мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования и изучить проблему агрессии в современном обществе, провести анализ научных исследований по проблеме агрессии личности. Так же нами была дана характеристика мотивационной сферы личности и определено понятие «мотивация», рассмотрены основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности. По результатам проведенного теоретического анализа научной литературы, мы организовали и провели экспериментальное исследование проблемы агрессии и особенностей мотивации субъекта. Тем самым, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем агрессивности и мотивацией субъекта – в ходе исследования мы выяснили, что уровень сформированности мотивации выше у людей с низким уровнем агрессивности.
1,200 руб.
1.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 1999. С. 170
3.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
4.Бидненко АМ. «Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера», М.,2004.
5.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6.Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып. 36.
7.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
8.Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М., 1983.
9.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.80-84.
10.Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 1996, с. 72
11.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.
12.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. - М., 1971.
13.Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. С. 290-295
14.Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
15.Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
16.Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1972.
17.Перспективы социальной психологии. Хьюстон М., Штребе В. и др. Издательство: "ЭКСМО". М.: 2001, 688с.
18.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.641-648.
19.Психоаналитические концепции агрессивности. В 2-х кн. Кн. 2 Издательство: Ижевск, Удмуртский университет, 2004, 345 c
20.Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 219
21.Романов А.А "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей", М. Просвещение,1995 г.265с
22.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с
23.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.-С.35-40.
24.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 81–88
25.Социальная психология. Сирс Д., Тейлор Ш., Пипло Л. 10-е издание, Питер, Издательский дом, 2003 г год, 768с
26.Фромм Э., "Анатомия человеческой деструктивности" М., 1994 – 354 с.
27.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского. - М., 1986. - 408 с.
28.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1986.
29.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969
1,200 руб.