Введение
Содержание
Заключение
Литература
В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.
Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал.
Эта проблема очень актуальна, проблема воздействия занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями.
Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой.
Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное влияние. Основные проблемы обучения и воспитания в современной школе и семье как раз и связаны с недостаточной выраженностью или отсутствием у педагогов знаний и навыков эффективной организации процессов межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного соучастия в этом процессе.
В данной работы на примере анализа основных стратегий психологического воздействия мы попытаемся выделить основные принципы их организации.
Цель работы – изучение психологических механизмов воздействия на других людей.
Объект исследования – механизмы воздействия на людей.
Задачи исследования:
1. Изучение сущности психологического воздействия на людей.
2. Анализ основных стратегий психологического воздействия
3. Эмоции и процесс мотивации как механизмы психологического воздействия.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность психологического воздействия на людей
1.1. Психологическое воздействие как объект научного изучения………6
1.2. Стратегия психологического воздействия…………………………….8
Глава 2. Причины наших поступков: эмоции и процессы мотивации
2.1. Роль эмоций в жизни людей…………………………………………...14
2.2. Процессы мотивации…………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….30
1,200 руб.
Эмоции - сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. На нервно-мышечном уровне эмоции проявляются в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.
Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов.
Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.
Таким образом, эмоциональная сфера человека - более емкое понятие, включающее и многие другие эмоциональные явления.
Эмоции и чувства способны регулировать деятельность человека в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время, хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.
Аффекты, эмоции и чувства разделяют по продолжительности во времени.
Самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.
Эмоции и чувства не только возникают в процессе деятельности, но и порождают деятельность - управляют поведением человека.
Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций - радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания. Данные базовые эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
-базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
-базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
- базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
- базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
1,200 руб.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000. 367с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272с.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1982. 503с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.136с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 1997. 256с.
6. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4.
7. Ковалев Г.А.Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия Вопросы психологии.1987, №3.
10. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема интериоризации в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1.
11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.. 1984. 446 с.
12. Матюшкин А. М. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М. 1985.
13. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.. 1960. 420 с.
14. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. 284с.
15. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1984. 340 с.
16. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М. 1986. 116 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. 1946. 256с.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1999. 231с.
19. Ухтомский А. А. Избр. труды. Л., 1978. 358 с.
20. Флоренская Т. А. Я — против «Я». М., 1985. 80 с.
21. Хараш А. У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. канд. дис. М., 1983. 20 с.
1,200 руб.