Народные обычаи, традиции, обряды - это культурное наследие определенного этноса, в данном материале - беларусов. Культура рассматривается как генетическая система, которая воспроизводит сама себя в поколениях людей. Как и всякая генетическая система, она должна включать в себя структуру, позволяющую передавать от поколения к поколению культуру этноса как единственно возможную среду обитания. Человек — единственный носитель культуры, а он — изначально существо общественное. Поэтому важнейшим элементом человеческой культуры является система регулирования поведения человека в обществе. Оно осуществляется при помощи морали, нравственности и права. В первобытном обществе и в крестьянской среде вплоть до конца XIX в. специальных институтов воспитания, обучения и включения в жизнь подрастающего поколения не было. Их роль выполняли обычаи и обряды, входящие в традицию. Другими словами, традиция является генетическим механизмом культуры, позволяющим ей самовоспроизводиться и обеспечивающим саму реализацию культуры.
Как и гены у различных видов отличны друг от друга, так различны у разных этносов обычаи, традиции и обряды. Как известно, при изменении структуры ген происходят мутации. Изменение обычаев и обрядов ведет к "мутациям" культуры, т.е. происходит изменение культурного наследия, изменение культуры. Это, с одной стороны, инструмент эволюции и прогресса, а с другой — причина появления мутантов-уродов как на биологическом уровне, так и на уровне культуры. Обе стороны одного процесса неизбежны, но нужно научиться отличать их от эволюционного процесса и прогресса и смягчать отрицательное влияние на культуру.
Как и генетический механизм на биологическом уровне, традиция выполняет двоякую роль — с одной стороны, обеспечивает стабильность видовых признаков культуры в рамках одного этноса, т.е. является элементом консервативным; с другой стороны, обеспечивает через мутации включение и проверку инноваций, закрепляя в традиции изменения, прошедшие проверку и отвергая вредные или опасные для культуры явления — уроды.
1,200 руб.
Введение 3
1. Традиции, обычаи, мифы, религиозные воззрения и верования 5
2. Традиция празднования Рождества Христова 10
3. Прощание и прощение 12
4. Масленица 13
5. Знахарство и целительство 16
6. Свадьба 18
7. Белорусские народные предания 21
Литература 27
1,200 руб.
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.
Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.
1,200 руб.
Древлянский. Белорусские народные предания // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1846. Кн. 1. С. 3-25; То же. Статья вторая // Там же. Кн. 3. С. 85-125 (2-я статья подписана: П. Древлянский). Ссылки на эти статьи далее даются в тексте с указанием страницы.
Афанасьев А.Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. Т. 1-3. Ссылки на данное издание приводятся в тексте; римская цифра обозначает том, арабская - страницу.
Ефименко П.С. О Яриле, языческом божестве русских славян // Зап. Рус. геогр. о-ва по Отд-нию этнографии, 1869, т. 2, с. 77-111.
Киркор А.К. Следы язычества в празднествах, обрядах и песнях // Живописная Россия: Литовское и белорусское Полесье. Репринтное воспроизведение издания 1882 г. Минск, 1993. С. 249-276.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 180-181, 185-187, 193-194, 212.
Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1865. С. 131, прим. 95.
Белорусские песни, собранные И.И. Носовичем // Зап. имп. Рус. геогр. о-ва по Отд-нию этгнографии, 1873, т. 5, с. 55.
Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 4. Белоруссия и Сибирь. СПб., 1892. С. 72-73.
Шпилевский П.М. Дожинки. С. VII.
Шпилевский П. Исследование о вовкалаках: На основании белорусских поверий // Москвитянин. 1853. Кн. 1. № 5. Отд. III. С. 1-3.
А.И. Кирпичников. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879. С. 150-151.
1,200 руб.