В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах обязательного медицинского страхования. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.
Вопрос о цене медицинских услуг достаточно нов для медицинских учреждений, ведь в период плановой экономики вопрос о ценах медицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.
Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в настоящее время необходимо серьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это может существенно повлиять на состояние здравоохранения.
Обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика и последовательная её реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования медицинского учреждения в жёстких условиях рыночной экономики.
Поэтому рассмотренные в работе вопросы являются актуальными в настоящее время и интересными для каждого медицинского учреждения, работающего в современных рыночных условиях.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение изменений основных тенденций в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на цены медицинских услуг.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………...……………………...…...3
Глава 1. Тенденции организационных изменений в медицине……………………………….5
1.1. Необходимость менеджмента в медицине…………………………………………..…….5
1.2. Определение понятия медицинская услуга……………………………………………….8
Глава 2. Анализ рынка медицинских услуг 14
2.1. Общая характеристика российского рынка медицинских услуг 14
2.2. Цены на новые медицинские услуги 19
2.3. Цены на уже имеющиеся медицинские услуги………………………………………….21
2.4. Общая характеристика методик ценообразования на медицинские услуги…………...23
2.4.1. Договорные цены на медицинские услуги……………………………………………..27
2.5. Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная составляющая…...33
Заключение…………………………………………………………………………………...…39
Список использованной литературы………………………………………………………….42
1,200 руб.
В Российской практике реформа экономики привела к возрастанию роли менеджмента и маркетинга в сфере производства товаров и услуг. Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.
Цена – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизма цена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную роль играет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшая деятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученных результатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономические отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объема спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений.
Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.
В новых социально – экономических условиях лечебно-профилактические услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена цена.
Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений является, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.
Используемый затратный метод ценообразования на медицинские услуги в здравоохранении не решает вышеперечисленных задач.
На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения как отрасли в установлении цен следует учитывать:
- цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;
- учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;
- носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;
- обеспечивать получение прибыли, создавать экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.
Результаты исследования убедили в том, что уровень цены на предоставляемые медицинские услуги в условиях рынка зависит от следующих факторов:
- уровня переменных и постоянных расходов объекта здравоохранения, определяющих полную себестоимость его услуг;
- предполагаемого объема прибыли этого объекта;
- имеющихся мощностей лечебного учреждения для предоставления услуг;
- состояния спроса на услуги;
- цены на данный вид услуг, которые устанавливают конкуренты.
В условиях рыночной экономики цены должны быть гибкими, реагировать на рыночную конъюнктуру.
Так как маркетинговые исследования требуют больших затрат как финансовых, так и по времени, и ММУ не в состоянии провести полноформатные исследования из-за финансовых ограничений, то возможны ошибки при выборе ценовой стратегии. Вследствие чего встает вопрос о проведении маркетинговых экспертиз, которыми должна заниматься независимая служба на муниципальном, территориальном, федеральном уровнях. Для этого необходимо подготовить нормативно-правовую базу, легализующую права и обязанности такой службы. При формировании нормативно-правовой базы можно ознакомиться с опытом зарубежных стран.
1,200 руб.
1. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М.: Книжный мир, 1999.
2. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практике предприятия. – М.:ИНФА-М, 2000.
3. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. – М.: МЦФЭР, 2002.
4. Макарова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2003.
6. Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»). – М.: Прогресс, 2003.
7. Сборник нормативных документов по финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения (под редакцией Мыльниковой И.С.). – М.: Агар, 1999.
8. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2000.
9. Шамшурина Н.Г. «Ценообразование и прибыль» - журнал «Здравоохранение» №1, 1998.
10. Танковский В.Э., Шамшурина Н.Г., «Государственный и коммерческий секторы в здравоохранении: системы возможных взаимоотношений (на примере лечения офтальмологических больных)» - журнал «Экономика Здравоохранения» №3, 2003.
11. Кокотов Д.В. «Понятие о сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях» - журнал «Экономика Здравоохранения» №4, 2004.
12. Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в редакции Указа Президента РФ от 08.07.95 №685).
13. Указ Президента РФ от 03.12.91 №297 «О мерах по либерализации цен».
14. Постановление Правительства РФ от 19.12.91 №55 «О мерах по либерализации цен».
15. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
1,200 руб.