Готовая дипломная работа
на тему:«Речевая готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного воз-»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V28456
Предмет: Логопедия
Год: 2009
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблема формирования речевой готовности детей с ОНР к школе занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Пристальный интерес к проблеме речевой готовности детей с ОНР возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку речь, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на психическое и интеллектуальное развитие ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития речи детей с ОНР (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).
В то же время в логопедии проблеме развития речевой готовности к школе у детей с нарушениями развития не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей и на отклонение в уровне развития речевой готовности к школе детей с ОНР. Было показано, что овладение речевыми – словообразовательными, фонематическими навыками и хорошим уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития», что не моет не повлиять на уровень речевой готовности к школе. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные показателей речевой готовности к школе детей данной категории (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
В связи с недоразвитием речевой деятельности, в том числе процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у детей с ОНР обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания и низкому уровню подготовленности к школе.
В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности речевой готовности к школе у детей с ОНР, преимущественно у старших дошкольников. Вместе с тем, до настоящего времени остаются недостаточно системетизированы сведения по проблеме формирования речевой готовности к школе у старших дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей (как следствие речевой неготовности к школе), которые испытывают эти дети при овладении школьной программой на начальном этапе обучения. Неизученной является и проблема формирование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний в структуре дефекта у данной категории дошкольников.
В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса формирование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, будет способствовать более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации, оптимизации процесса воспитания и обучения дошкольников с ОНР. Учитывая значимость достаточного уровня речевой готовности к школе для успешного обучения и воспитания и для развития речевой деятельности детей с ОНР, а также неразработанность, данного вопроса, следует считать проблему исследования и формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальной.
Проблема исследования - обоснование оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по формированию речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальной.
Цель исследования состоит теоретическое и эмпирическое исследование уровня речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является речевая готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет отмечаться низкий уровень сформированности речевой готовности к обучению в школе. Рассмотрение методики формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет необходим и вполне обоснованно.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. дать определение понятию «общее недоразвитие речи», рассмотреть виды и характеристику ОНР;
2.представить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
3.определить специфику речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.провести эмпирическое исследование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5.представить методику формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
6. подобрать упражнения на развитие речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением речи г. Москвы. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитанники специализированного логопедического центра для детей с нарушениями речи г. Москвы и ДОУ № 1325 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на основе психолингвистического анализа научной литературы выявлены особенности речевой готовности к школе детей с нарушенной речью. Предложена методика формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования. На основе результатов эмпирического исследования разработана методика формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Внедрение данной методики и методических рекомендаций повышает успешность процесса подготовки к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров.
Похожие работы:
Готовность к обучению в школе детей с ФФН и с нормальным развитием речи. ➨
Введение Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной ...
Введение Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической ...
Влияние авторитета родителей на воспитание детей старшего дошкольного возраста ➨
1. СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый отдельный инди-вид. Родители ...
Психологическая готовность детей с нарушением слуха к обучению в школе ➨
Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — ...