Долгое время на рынке банковских услуг в России существовали только государственные банки. Им не было альтернативы, и предприятия обслуживались в нескольких существовавших в то время государственных банках, а население в сберегательных кассах. Однако с переходом к рыночным отношениям ситуация заметно изменилась. Банковская система стала двухуровневой, и если первый уровень это Центральный Банк – государственный банк, проводящий денежно-кредитное регулирования банковской системы, то второй уровень – это коммерческие банки. С возникновением двух уровневой банковской системы и возможной альтернативы у предприятий и населения возникла банковская конкуренция.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов по поводу установления цен и объемов предложения банковских услуг, а также по поводу формирования цен и объема спроса на кредитные ресурсы, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Цель данной работы – изучить особенности конкуренции на рынке банковских услуг.
Исходя из поставленной цели сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
1. Рассмотреть сущность банковской конкуренции;
2. Ознакомится с классификацией банковской конкуренции;
3. Рассмотреть возникновение и эволюцию банковской конкуренции;
4. Изучить методы конкурентной борьбы применяемые коммерческими банками;
5. Ознакомится с общемировыми тенденциями и особенностями развития банковской конкуренции в России.
1,200 руб.
Введение 3
1. Теоретические основы банковской конкуренции 4
1.1. Понятие банковская конкуренция 4
1.2. Классификация банковской конкуренции 5
2. Современное состояние банковской конкуренции на развитых рынках финансовых услуг 16
2.1. Возникновение и эволюция банковской конкуренции 16
2.2. Общемировые тенденции банковской конкуренции 19
2.3. Методы конкурентной борьбы 20
3. Особенности банковской конкуренции в России 24
3.1. Оценка уровня конкурентной среды в банковском секторе РФ 24
3.2. Перспективы развития банковской конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 34
Список литературы 35
1,200 руб.
Банковский рынок представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг, которая может быть представлена как система банковских отраслей. Главными субъектами банковского рынка являются коммерческие банки, но с ними конкурируют многочисленные небанковские кредитно-финансовые учреждения и нефинансовые организации.
Конкуренция в банковском деле возникла позже, чем в промышленности, однако отличается высокой интенсивностью и большим разнообразием форм и методов; особую роль на банковском рынке играет групповая конкуренция.
Основными признаками классификации банковской конкуренции являются: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей; индивидуальная и групповая конкуренция; внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция; ценовая и неценовая конкуренция; совершенная и несовершенная конкуренция.
Основными методами конкурентной борьба являются: повышение качества предоставляемых коммерческим банком услуг; расширение ассортимента банковских услуг; совершенствование сбытовой политики банка; совершенствование ценовой политики банка.
Для современной банковской конкуренции характерна тенденция к глобализации. Она вытекает из более общей закономерности интернационализации финансовых рынков, активизировавшейся в начале 70-х годов XX в. и проявляющейся в постоянно увеличивающихся объемах перелива ссудного капитала между странами.
Банковская конкуренция в России также развивается, хотя этот процесс по-разному протекает в различных регионах. Это наглядно демонстрируют следующие факторы: расширение ассортимента банковских услуг, рост интереса со стороны банков к рекламе и маркетингу, развитие банковского стратегического планирования. Поэтому в перспективе следует ожидать усиление конкуренции на российском банковском рынке.
1,200 руб.
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: 2003. – 537с.
2. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина - М. «Финансы и статистика», 2003. – 672с.
3. Банки и банковские операции / под ред. Е.Ф. Жукова. - М., 2001. – 639с.
4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 545с.
5. Банковское дело: стратегическое руководство / под. ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир»,2001. – 564с.
6. Банковское дело: Учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2005. – 751с.
7. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 863с.
8. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. М: Ось-89, - 2005. – 256с.
9. Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие / под ред. проф., д.э.н. А.В. Калырина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384с.
10. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник.- М.: «Маркет ДС», 2003. – 249с.
11. Куршакова Н. Банковский маркетинг. СПб: «Питер», 2004. – 192с.
12. Матовников М.Ю. Снижение процентных ставок – риски и возможности // Банковское дело. – 2001. – №10. - С.49–55.
13. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 году. Центральный Банк Российской Федерации. – М.: ГП «Полиграфбанксервис», 2005. – 101с.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 491с.
15. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии. Околобанковское пространство: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 320с.
1,200 руб.