Введение
Содержание
Заключение
Литература
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видав деятельности (все области прикладной психологии). В каждой из этих психологических дисциплин проблема личности включена в определенный контекст и соответ-ствующую систему пограничных для нее проблем, понятий и операций исследования. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии ее тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций), В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.
Индивидуальность военнослужащего, ее естественнонаучные основы, социальная природа и проявления в повседневной жизни — предмет особого интереса для науки. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Наукой уже доказано, что потребности представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Для военнослужащего это положение означает: анализ индивидуальности подчиненного и окружающих начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.
Как только офицер становится во главе воинского подразделения возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом, физическим развитием, объединить в боеспособный коллектив. Это задача со многими неизвестными.
При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно выявить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослужащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более молодого.
Таким образом, несмотря на то, что наука уже дала ответы на многие вопросы, касающиеся индивидуальности в коллективе, у военнослужащих, этот вопрос остается до сих пор до конца не познанным. Именно это и обуславливает актуальность выбранной нами темы.
Цель работы – изучить индивидуальные особенности персонала и организация эффективной деятельности.
Предметом работы являются индивидуальные особенности личности у каждого конкретного человека в коллективе.
Соответственно, объектом исследования стали военнослужащие, находящихся на обучении в одном из военных учреждений города.
Гипотеза. Наше исследование строится на предположении о том, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности. В нашем случае мы рассматриваем людей, проходящих службу в военном учреждении, что имеет свои специфические особенности – каждый из пришедших служить прошел разную жизненную школу людей, имеет неодинаковую подготовку, разный характер, темперамент, физическое развитием. Но несмотря на эти факторы, курсанты эмоционально и психически более устойчивы, чем люди, не имеющие отношения к военной службе. Именно специфические условия военных учреждений и обуславливает личностные, индивидуальные особенности военнослужащих – уравновешенности, устойчивости, напористости, надежности и психической устойчивости.
В соответствии с целью и гипотезой в работе нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую и военную литературу по изучаемому вопросу, на основе чего определить основные вопросы: индивидуальные особенности поведения личности, личностные качества и качественные характеристики персонала;
2. Рассмотреть специфику работы и прохождения службы в военных
учреждениях;
3.Подобрать и апробировать методы по оценке индивидуальных личностных качеств у группы военнослужащих;
4. Подобрать рекомендации по повышению эффективности деятельности в военных учреждениях.
В написании работы мы опирались на труды таких ученых психологов и педагогов, как Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Выготский Л.С., Лаврова Н.А., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л., Шибутани Т. и др.
3,000 руб.
Введение 3
Глава1.Теоретическое изучение аспекта индивидуальных особенностей персонала и организации эффективной деятельности 6
1.1 Индивидуальные особенности поведения личности 6
1.2 Личностные качества и качественные характеристики персонала 11
1.3 Специфика работы и прохождения службы в военных
учреждениях 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Практическое исследование вопроса индивидуальных особенностей персонала и организации эффективной деятельности 20
2.1 Подбор, обоснование и описание методик обследования 20
2.2 Диагностическое обследование, анализ результатов 26
2.3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности в военных учреждениях 33
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение
3,000 руб.
Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией
Личностные качества персонала, любого коллектива - индивидуальные особенности сотрудников, включающие как деловые качества, так и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности; характеризуют сотрудника как социального индивида.
К личностным качествам персонала относятся следующие: доброжелательность, добросовестность, интеллигентность, импульсивность и др. Так же выделяют качественные характеристики персонала, как то: коммуникабельность, компетенция, максимализм и др.
Каждому руководителю необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:
-особенности индивидуального поведения;
-особенности группового поведения;
-особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
Военные учреждения – это совершенно другой мир, не тот, к которому привыкли подростки в обыкновенной гражданской школе. Это уже более строгая дисциплина, высокие требования от руководства и огромная ответственность, которая возлагается на ребят. Именно в момент поступления в военные учреждения происходит переломный момент в сознании еще вчерашних мальчишек, которые, порой, и не думали, что будут служить и учиться, посвятят себя и свою жизнь службе в армии.
Ранняя диагностика конфликтов во взаимоотношениях между военнослужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но оно перспективно при условии отлаженной организации управления процессами, происходящими в воинском коллективе.
Приостановить конфликт в зародыше — это значит психолого-педагогическими, административными мерами снять или уменьшить отрицательные эмоции, раздражительность у противоборствующих сторон. В значительной мере этому способствует эффективное и справедливое стимулирование труда военнослужащих последнего (предпоследнего) периода службы, чуткое и внимательное отношение к молодому пополнению части.
Целью нашей работы было - изучить индивидуальные особенности персонала и организация эффективной деятельности на примере военнослужащих военных учреждений. В своей работе, на основе теоретического анализа научной литературы мы определили основные вопросы: индивидуальные особенности поведения личности, личностные качества и качественные характеристики персонала, рассмотрели специфику работы и прохождения службы в военных учреждениях, после чего подобрали и апробировали методы по оценке индивидуальных личностных качеств у группы военнослужащих. На основе полученных результатов мы подобрали рекомендации по повышению эффективности деятельности в военных учреждениях. Наше исследование позволило нам понять, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности. Мы изучили людей, проходящих службу в военном учреждении, каждый из которых прошел разную жизненную школу, имеет неодинаковую подготовку, разный характер, темперамент, физическое развитием. Но несмотря на эти факторы, курсанты эмоционально и психически более устойчивы, чем люди, не имеющие отношения к военной службе. Мы можем сказать, что именно специфические условия военных учреждений и обуславливает личностные, индивидуальные особенности военнослужащих – уравновешенности, устойчивости, напористости, надежности и психической устойчивости, что и является подтверждением выбранной нами гипотезы.
3,000 руб.
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
2. Альбуханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 г., с.299.
3. Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
4. Ананьев Б.Г.. О проблеме современного человекознания. М.: Наука , 1977 г., 380 с..
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
6. Ануфриев А.Ф.. Научное исследование // Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., Изд. «Ось-89», 2002г., 112с.
7. Борисова Е.М.. О роли профессиональной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981г., с.159-177
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. - М., 1984.
9. Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
10. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.,1981г., с.169
11. Климов Е.А..Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 г., с.74-77
12. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
13. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис… канд. психол. наук. Л ., 1980 г.
14. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 г., 195с.
15. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999.
16. Маркова А.К.. Психология профессионализма. - М., 1996 г., с.88
17. Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.
18. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
19. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. М., 1990.
20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.
21. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1
22. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410
23. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.,1978.
24. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
25. Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124
26. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров гос. службы. М.:РАУ, 1994 г., с.93
27. Проблемы экспериментальной психологии личности// Учёные зап. Пермского пед ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.
28. Рубинштейн С.Л.. Проблемы Общей психологии. М.,1973 г., 416с
29. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.
30. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: МГУ, 1984.
31. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2002.
32. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972.
3,000 руб.