Введение
Содержание
Заключение
Литература
Развитие информационных технологий затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Не составляет исключение и образование. Новые технологии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс, предоставляют обучаемому новые средства и источники получения информации: ресурсы Inte
et, электронные учебники, энциклопедии, электронные библиотеки и т.д. Также в обществе в настоящее время активно развивается открытое и дистанционное образование, в котором процесс обучения может осуществляться по принципам личностно-ориентированного подхода в рамках свободно выбираемой обучаемым собственной образовательной траектории. В этих целях в учебных заведениях формируются электронные учебно-методические материалы для обеспечения учебного процесса по различным формам обучения. Представляет интерес создание систематизированных учебно-методических комплексов (УМК) по отдельным дисциплинам, предназначенных для организации обучения по очной, заочной и дистанционной формам. Подобные УМК играют большое значение для преподавателя и студентов. Они могут быть размещены в локальной сети школы, вуза, в глобальной общедоступной сети Inte
et.
Разработка УМК представляет определенные трудности. В них необходимо предусмотреть дружелюбный интерфейс, автоматизировать многие работы, например, удобную поисковую систему, систему тестирования, привычную навигационную систему и пр.
Создаваемые в настоящий момент обучающие комплексы не могут удовлетворить потребности каждой отдельной дисциплины.
Представляется, что эффективным направлением совершенствования учебного процесса является разработка УМК для отдельных дисциплин. Все это послужило поводом к выбору темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Учебно-методический комплекс по курсу Педагогическая психология» состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы.
Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Гипотеза исследования: В основу исследования положена гипотеза о том, что система подготовки квалифицированных педагогических кадров в настоящее время еще не полностью обеспечена комплектом методических материалов, что сдерживает качество организации процессов подготовки практических психологов. Эффективность выполнения требований основной профессиональной образовательной программы будет выше, если:
в ходе изучения разделов учебной дисциплины «Педагогическая психология» будут в полном объеме реализованы все основные программы и компоненты учебно-методического комплекса (УМК);
если программы и компоненты учебно-методического комплекса будут ориентированны на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также, на развитие способностей обучающихся находить новые пути решения поставленных задач;
если требования по изучаемой дисциплине, содержание тестовых заданий и экзаменов, методические указания по самостоятельной работе, в том числе учебно-исследовательской деятельности студентов будут взаимообусловлены целями индивидуально-личностного развития выпускника высшего учебного заведения;
если вышеперечисленный комплект документов методического сопровождения учебного процесса будет представлять собой организационное и технологическое единство, обеспечивающее способность к самообразованию студента на всем последующем периоде обучения;
если учебно-методический комплекс по предмету «Педагогическая психология» обеспечит представление о взаимосвязи разделов дисциплины с другими дисциплинами учебного плана с акцентом на таких темах, как: «Общая психология», «Педагогика».
Объект исследования: учебный процесс по Курсу «Педагогическая психология» в программе высшего образования (педагогического ВУЗа).
Предмет исследования: УМК в поддержку курса «Педагогическая психология».
Цель исследования: разработка УМК по курсу «Педагогическая психология» и создание методики его использования в обучении студентов по очной и заочной формам.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по вопросу применения и разработки учебно-методического комплекса в образовательном процессе.
2. Анализ компьютерных средств обучения;
3. Разработка структуры и содержания УМК по курсу «Педагогическая психология»;
4. Формирование информационных, учебных, наглядных материалов для наполнения содержания УМК;
5. Разработка тестов и других контролирующих мероприятий.
6. Разработка методических рекомендаций по использованию УМК в учебном процессе.
7. Разработка электронного УМК по курсу «Педагогическая психология».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Анализ существующей литературы по теме исследования;
2. Анализ информационных систем, форматов представления информации в современных компьютерных системах;
3. Методы алгоритмизации и программирования;
4. Системный метод, методы анализа и проектирования сложных систем;
5. Педагогические и методические методы формирования средств обучения.
Работа состоит из введения, теоретической (гл.1) части, практической (гл.2, 3, 4) части, заключения и приложений.
В теоретической части исследования содержится обзор педагогических средств обучения, приведена их классификация. Рассмотрен УМК как одно из средств обучения, проведена классификация компьютерных средств обучения, рассмотрены основные технологии разработки УМК, приложений к нему, выявлены теоретические аспекты разработки УМК.
В практической части содержится рабочая программа по курсу «Педагогическая психология» для специальности 030600, экономический раздел, содержащий расчет себестоимости разработанного УМК, описание модели УМК по курсу «Педагогическая психология», представлены схемы, а также приведены методические рекомендации к использованию УМК в образовательном процессе ВУЗа. Кроме этого, в части приложения данной выпускной квалификационной работы имеются образцы рабочей тетради для студента и рабочей тетради для преподавателя, глоссарий и изображения рабочих окон электронного учебно-методического комплекса.
3,000 руб.
Введение 4
Раздел I. Учебно-методический комплекс как современное средство обучения 8
1.1 Педагогические средства обучения 8
1.1.1 Понятие о средствах обучения, их функции, классификация 8
1.1.2 Характеристика средств обучения 11
1.1.3 Компьютеры в обучении. Информатизация образования 16
1.1.4 Общая дидактическая роль средств обучения 21
1.1.5 Принципы использования средств обучения 22
1.2 Учебно-методический комплекс как один из видов обучения 23
1.2.1 Структурные составляющие учебно-методического комплекса 24
1.2.2 О структуре учебно-методического комплекса 30
Раздел II. Рабочая программа 38
2.1 Рабочая программа учебной дисциплины 38
Раздел III. Расчет себестоимости и цены УМК 47
3.1 Расчет себестоимости и цены учебно-методических материалов, использованных для разработки УМК 48
3.2 Расчет себестоимости и цены программно-технических средств, использованных для разработки УМК 51
3.3 Итоговый расчет себестоимости и цены разработанного УМК 53
Раздел IV. Методические рекомендации по изучению дисциплины 54
4.1 Рабочая программа учебной дисциплины 54
4.2 Краткий курс лекций 63
4.3 Планы семинарских и практических занятий 68
4.4 Примерная тематика рефератов 71
4.5 Материалы для текущего и итогового контроля 72
4.6 Глоссарий 95
4.7 Рабочая тетрадь для студента 97
4.8 Рабочая тетрадь для преподавателя 137
4.9 Хрестоматия (цитаты) 184
Заключение 187
Список литературы 190
Приложение 1 192
Приложение 2 219
3,000 руб.
В ходе подготовки дипломной работы автором были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ научной литературы по вопросу применения и разработки учебно-методического комплекса в образовательном процессе.
2. Имеется анализ компьютерных средств обучения;
3. Разработана структура и содержание УМК по курсу «Педагогическая психология»;
4. Сформированы информационные, учебные, наглядные материалы для наполнения содержания УМК;
5. Разработаны тесты и другие контролирующие мероприятия.
6. Разработаны методические рекомендации по использованию УМК в учебном процессе.
7. Разработана электронная оболочка УМК по курсу «Педагогическая психология» в формате HTML.
УМК часто определяют как совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой студента в процессе изучения учебного курса.
УМК той или иной дисциплины в современных условиях дифференцированности и стандартизации образования является важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов.
Учебный модуль, выступающий как структурная единица УМК, одновременно является: 1) целевой программой действий студента, 2) банком информации, 3) методическим руководством по достижению учебных целей и 4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной коррекции.
Возможные структурные составляющие УМК:
бумажные издания;
сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
аудио учебно-информационные материалы;
видео учебно-информационные материалы;
лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);
тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;
электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;
средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);
средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).
Современный учебный мультимедиа курс – это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы.
Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее могут входить:
электронный учебник,
электронный справочник,
тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),
задачник,
электронный лабораторный практикум,
компьютерная тестирующая система.
В рамках дипломного проекта разработан электронный учебно-методический комплекс «Педагогическая психология» для студентов специальности 030600 «Технологии и предпринимательство».
Учебный комплекс написан на языке html с помощью среды разработки Microsoft Office FrontPage 2003, для работы с комплексом необходим любой обозреватель (например, Inte
et Explorer). Изображения рабочих окно учебного комплекса приведены в приложении 2.
Разработанный УМК содержит: вводную страницу, методические рекомендации по работе с УМК, рабочую программу учебной дисциплины, тексты лекций, словарь терминов, вопросы для самопроверки, темы рефератов и пр.
Согласно экономических расчетов, цена полученного УМК с учетом себестоимости затрат составила 16 458,13 руб.
УМК может быть использован и преподавателем, и студентами. Возможно также его использование студентами-заочниками для самостоятельной работы.
3,000 руб.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2002. – 208 с.
2. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. — Мн., Пропилеи, 2002. — 288 с., С. 229—241.
3. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 5 (январь – июнь 2003) http://charko.narod.ru/index15.html
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М. – Т. 1. – 1988.– С. 103.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб.пособие / И.В.Дубровина. – М: Академия. – 2005. – 368 стр.
8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах (конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей). М.: Педагогическое общество России. – 2002. – 192 с.
9. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
10. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. Методическое пособие для преподавателей. – Томск. – 2003. http://www.ict.edu.ru/ft/003621/contents.html
11. Жук А.И., Макаров А.В. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие. – Мн.: БГУ, 2001. — 47 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник /И.А.Зимняя. – М.:Логос. – 2002. – 384 стр.
13. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
14. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Смородинова Н.С. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика. – 1991.
15. Куулар Л.Л. Учебно-методический комплект (УМК) как средство реализации предпрофильного обучения. // Фундаментальные исследования. - № 3. – 2007.
16. Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие – Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.
17. Методические рекомендации для подготовки базы тестовых заданий и материалов по дисциплинам ГОС ВПО в модели AST. / Под ред. Величко А.Н. – Новосибирск: НГПУ. – 2006. – 30 с.
18. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968.
19. Педагогика. // Под ред. Пидкасистого П.И. Серия «Образование XXI века». – М.: Бином. – 2004. – 608 с.
20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
21. Плоткин Д. И. Front Page 2002. – М.: АСТ. – 2006. – 576 с.
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
23. Туровец О.Г., Билинкис В. Д. Вопросы экономики и организации производства в дипломных проектах. – М.: Высшая школа. – 1988.
24. Укрепленные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. – М.: Экономика. – 1988.
25. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
26. Экономика и организация производства в дипломных проектах. Под ред. Великанова К.М. – Л.: Машиностроение. – 1986.
27. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.
3,000 руб.