Актуальность темы исследования: Установленные факты и зависимости, характеризующие отставание и своеобразие в развитии мышления глухих детей, во многом обусловлены недостатками обучения. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития наглядно-образного мышления данной категории детей.
Таким образом, изучение наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха, как фундамента для формирования словесно-логического мышления, становится особенно актуальным.
Цель исследования: изучить особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. дать характеристику мышлению;
2. рассмотреть развитие мышления в онтогенезе;
3. изучить развитие мышления у детей с нарушением слуха;
4. провести исследование наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха;
5. проанализировать результаты исследования;
6. изучить особенности организации коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха;
7. предложить упражнения и игры для развития наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха.
Гипотеза: уровень развития наглядно-образного мышления у глухих детей находится на более низком уровне, чем наглядно-образное мышление у слабослышащих детей и детей с нормальным слухом.
Методы и методики: методика «Лабиринт».
Объект исследования: наглядно-образное мышление детей с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха.
База исследования: Спец. Школа
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы изучения наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха 7
1.1.Характеристика мышления 7
1.2.Развитие мышления в онтогенезе 12
1.3.Развитие мышления у детей с нарушением слуха 17
Глава 2.Особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха 28
1.2.Методики и организация исследования 28
2.2.Анализ результатов исследования 33
Глава 3.Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха 34
3.1.Особенности организации коррекционной работы по формированию наглядно-образного мышления у детей с нарушением слуха 34
3.2.Упражнения и игры для развития наглядно-образного мышления детей с нарушением слуха 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
1,200 руб.
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 296 с.
3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1988. – 274 с.
4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
5. Васильев И. А., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.; 1980. – 522 с.
6. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002. – 79 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. — Т. 2.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. – М.: Академия, 2001.
9. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении. // Дефектология. – 1993. - № 4. – с.49 – 56.
10. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие. - 2-е изд. / Т. А. Григорьева. - Мн.: БГПУ, 2006. - 67 с.
11. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология – 1996 - № 2- С.77-83.
12. Дети с отклонениями в развитии.- М.: Аквариум, 1997.- 127с.
13. Дьячков А.И. Дидактика школ глухих. Ч. 1. – М.: Педагогика, 1968.
14. Запорожец А. В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) // Избр. психол. труды. — М., 1986. - Т. 1.
15. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения, под ред. проф. Р.М. Боскис М, Педагогика, 1989. – 174 с.
16. Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М.: Академия, 1999.
17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. СПб. 2004. – 480 с.
18. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. – 394 с.
19. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 1990.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Речь, 2000. – 456 с.
21. Немов Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. М., 1998. Кн. 1.
22. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха./ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004.
23. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьячкова; Академия пед. Наук. – М.: Просвещение, 1985.
24. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: 1977. – 376 с.
25. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
26. Рay Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1990.
27. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. - М., 1991.
28. Розанова Т. В. Особенности развития познавательной сферы глухих дошкольников//Дефектология. — 1997. — № 2.
29. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: просвещение, 1971.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
31. Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.
32. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. - М.: Педагогика, 1991.
33. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.
34. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988. – 60 с.
1,200 руб.