Введение
Содержание
Заключение
Литература
К важной составляющей построения объяснительных моделей достижения целей относится уровень притязаний, отражающий трудность цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из оценки своих возможностей. Исторически интерес к исследованию уровня притязаний как психологическому феномену возник в контексте проблем «Я» и изучением таких характеристик как успех, самоуважение, достижения, самооценка и др. (У.Джемс). Уровень притязаний относится к одному из элементов целевой структуры личности, определяет динамику степени трудности цели в соответствии с мотивационной сферой личности и самооценкой, выступает как регулятивный механизм тактики целеполагания. Однако уровень притязаний исследуется, как правило, вне анализа системы цели, их согласованности и значимости для личности.
Проблема уровня притязаний личности раскрыта в трудах как зарубежных, так и отечественных психологов (К. Левин, Т. Дембо, Ф. Хоппе, Дж. Фрэнк, М. Юкнат Б.В. Зейгарник, Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, В.С. Мерлиным, Е.А. Серебрякова и другие ученые).
В то же время, несмотря на то, что в отечественной психологии уровень притязаний традиционно рассматривали в рамках Я-концепции личности, взаимосвязь отношения к самому себе и другим с уровнем притязаний личности изучена не в полной мере.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на ряд фундаментальных исследований уровня притязаний, остаются открытыми многие аспекты психологических механизмов влияния на уровень притязаний, особенностей его соотношения с самооценкой, взаимосвязи с другими составляющими целевой структуры поведения.
Цель работы – изучить взаимосвязь отношения к самому себе и другим людям с уровнем притязаний личности.
Объект исследования – уровень притязаний личности.
Предмет исследования – взаимосвязь отношения к самому себе и другим людям с уровнем притязаний личности.
Гипотеза исследования: уровень притязаний личности взаимосвязан с отношением к самому себе и другим людям.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
- Рассмотреть подходы к уровню притязаний личности в зарубежной и отечественной психологии;
- Определить понятие отношение к себе и другим людям;
- Проанализировать теоретически взаимосвязь уровня притязаний личности с самоотношением и отношением к другим;
- Экспериментально проверить гипотезу.
Методы исследования:
1. Теоретико-библиографический анализ;
2. Тестирование (методика Т. Лири, опросник оценки уровня притязаний В.К. Гербачевского, методика самооценки личности С.А. Будасси).
3. Методы математической статистики (коэффициент корреляции Спирмена).
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ С УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Подходы к уровню притязаний в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Понятие отношения к себе и другим людям 10
1.3. Особенности взаимосвязи отношения к самому себе и другим с уровнем притязаний 17
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ С УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
1,200 руб.
Проблеме уровня притязаний личности посвящено много исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологической науке. Проанализировав труды К. Левина, Т. Дембо, Ф. Хоппе, мы пришли к выводу о том, что уровень притязаний можно определить как спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи. В дальнейшем понятие уровень притязаний разрабатывалось в работах Дж. Фрэнка, М. Юкната Б.В. Зейгарник, Дж. Фрэнка. Модель Эскалона-Фестингера предполагает, что выбор человеком цели деятельности определяется, с одной стороны, валентностью цели, положительной или отрицательной, и субъективной вероятностью успеха или неудачи при реализации этой цели, с другой стороны. Мотивационный компонент в уровне притязаний выделяли Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Аткинсон. В отечественной психологии уровень притязаний изучался В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, В.С. Мерлиным, Е.А. Серебряковой.
По мнению Л.Д. Столяренко, в целом можно выделить три пласта сознания человека: отношение к себе; отношение к другим людям; ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Понятие «отношение к себе» трактуется в психологической науке неоднозначно. Рассмотрев труды И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, В.В. Столина, и других ученых, мы определили. что отношение к себе является сложным личностным образованием, функционирующим в разных формах, на определенных стадиях с различным уровнем.
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
- эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то – хорошие люди");
- группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший");
- просоциальный уровень ("Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой");
- эстохолический уровень – уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку").
Нами было установлено, что в зарубежных исследованиях уровня притязаний акцент сделан на самом процессе целеобразования (реальных и идеальных целях, мотивации, динамике формирования уровня притязаний в ситуациях успеха и неудачи), но не принимается во внимание отношение человека к себе и другим людям, в частности, самооценка базовых возможностей личности. В отечественной психологии более традиционен анализ уровня притязаний в соотношении с самооценкой. Связь притязаний и самооценки подчеркивает Б.В.Зейгарник, указывая, в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. По данным Е.А.Серебряковой, неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
4. Можно говорить о взаимозависимости самооценки испытуемых и уровня притязаний: при высокой самооценке наблюдается высокий уровень притязаний (r=0,52 при p<0,05)..
5. Для людей с прямолинейно-агрессивным типом поведения характерен высокий уровень потребности в достижении (r=0,29 при p<0,05).
6. Для людей с покорно-застенчивым типом поведения характерен низкий уровень притязаний (r=- 0,29 при p<0,05).
1,200 руб.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. 2002
2. Бодалев А.А. Основы социально-психологических исследований. – М.. 2000
3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. –М., 1999
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.. 2004
5. Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности в межличностных отношениях//автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата психологических наук. – М., 1972
6. Краткий психологический словарь/Ред. состав.Л.А. Карпенко.- Ростов-на- Дону,1999
7. Магун В.С., Энговатов М.В. Жизненные притязания различных социальных групп молодежи. – М.. 2001
8. Немов Р.С. Психология. – М.. 1995
9. Общая психология: курс лекций. Составитель Е.И. Рогов. М., 1995
10. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М, 1995
11. Первин А., Джон П.. Психология личности. Теория и исследования. - М., 2000
12. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб, 2000
13. Психология личности. Хрестоматия: В 2-х т. – Т.1. – Самара, 1999
14. Резанова Н.В. Уровень притязаний в системе личностных стремлений//автореферат диссертации. – Хабаровск, 2007
15. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 1999
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999
17. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С.34-37
18. Столин В.В. самосознание личности. – М., 1993
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997
20. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. избранные труды. – М., 1999
21. Хекхаузен Х. мотивация и деятельность. – М., 2002
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997
1,200 руб.