Интерес к психологии на протяжении всех веков разработки ее проблем неизменно был связан с поисками ответа на два основных вопроса: о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человека. В поведении есть две стороны: инструментальная и мотивационная, причем последняя играет наиболее важную роль в его понимании. Соответственно и внимание психологов было ориентировано не только на изучение познавательных процессов, но и мотивации. Практическим продуктом соответствующего интереса явились многочисленные теории мотивации, которые стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий мотивации насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. В данной работе будут насколько это возможно подробно рассмотрены различные теории мотивации, взгляды на проблему мотивации не только зарубежными, но и отечественными социальными психологами.
В теориях мотивации рассматриваются две её стороны: мотивация достижения успеха (то, насколько человек нацелен на успех и желает достичь своей поставленной цели) и мотивация избегания неудач (стремление уйти от потенциальных неприятностей, возможно связанный с низкой самооценкой, уровнем притязаний, возможными страхами). Мотивация достижения успеха очень важна и часто просто необходима для людей, стремящихся достичь желаемого, получить от жизни то, что им нужно. Как правило, люди, ориентированные на успех, оптимистичны и деятельны, целеустремлённы и уверенны в себе. Высокий уровень мотивации на успех сопровождается рассудительностью, вдумчивостью, объективизмом.
Люди, чьё жизненное кредо – избегание неудач, как правило, пассивны, пугливы, неуверенны в себе. Возможно, бездеятельностны. Можно сказать, что они плывут по течению жизни.
Однако людям, высоко мотивированным на успех, свойственно также избегание неудач. Однако это скорее выглядит как осторожность, чем как сценарий поведения.
Понятие риска в психологии рассматривается как характеристика деятельности, состоящая в неопределенности её исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Личностная готовность к риску – это характерологическая черта личности, рассматривающаяся как готовность сознательно или ситуативно пойти на риск.
Проблеме взаимосвязи мотивации достижения успеха и уровня личностной готовности к риску посвящено в психологической литературе немало места и времени. Психологи, занимающиеся этой проблемой, выяснили, что люди с высокой готовностью к риску, как правило, имеют низкую мотивацию достижения успеха и избегания неудач. И наоборот, люди с низким уровнем личностной готовности к риску имеют высокие показатели мотиваций достижения успеха и избегания неудач.
В данной работе мы обобщили знания по темам мотивации достижения успеха, личностной готовности к риску и особенностей подросткового возраста.
Именно обнаружение взаимосвязи между уровнем личностной готовности к риску и мотивацией достижения успеха у подростков.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………...…3
Общая характеристика работы……………………………………………...5
1. Теоретический анализ проблемы уровня личностной готовности к риску и мотивации достижения успеха у подростков……………………...…..7
1.1. Мотивация как психологическое явление……………………………..7
1.1.1. Теории мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов……………………………………………………………………………..7
1.1.2. Взгляд на проблему мотивации достижения успеха зарубежными социальными психологами……………………………………………………...18
1.2. Психологические особенности подростков………………………….23
1.2.1. Особенности мотивации в подростковом возрасте………………..34
1.3. Изучение уровня личностной готовности к риску зарубежными и отечественными социальными психологами…………………………………..37
Выводы……………………………………………………………………...46
2. Эмпирическое исследование уровня личностной готовности к риску и мотивации достижения успеха……………………………………….…………48
2.1. Характеристика выборки исследования. Методы и методики исследования……………………………………………………………………..48
2.2. Изучение мотивации достижения успеха у подростков…………….50
2.3. Изучение уровня личностной готовности к риску………………….
2.4. Изучение уровня личностной готовности к риску во взаимосвязи с мотивацией достижения успеха у подростков…………………………………
Выводы……………………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………56
1,200 руб.
По результатам исследования взаимосвязи уровня личностной готовности к риску и мотивацией достижения успеха у подростков мы можем подвести следующие итоги:
В ходе исследования мы ознакомились с литературой по изучаемой проблеме, углубили свои знания о теориях мотивации, о мотивации достижения успеха, об особенностях людей, склонных к риску. Мы подробно описали особенности подросткового возраста, а также остановились на проблеме мотивации в подростковом возрасте.
Для проверки своей гипотезы мы подготовили и провели эмпирическое исследование взаимосвязи уровня личностной готовности к риску и мотивации достижения успеха с использованием метода психологического тестирования. Результаты, полученные в ходе тестирования, были обработаны с помощью количественно-качественных и статистических методов.
Можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась – в результате исследования, проведенного среди 51 учащегося средней школы № 47, мы обнаружили отрицательную корреляцию между уровнем личностной готовности к риску и мотивацией достижения успеха, что означает, чем выше у подростка уровень личностной готовности к риску, тем ниже у него мотивация достижения успеха, и наоборот: чем ниже уровень личностной готовности к риску, тем выше мотивация достижения успеха.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и справились с поставленными в исследовании задачами.
1,200 руб.
1. Абрамова, Г.С. «Возрастная психология»: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672c.
2. Брентано Л. Опыт теории потребностей. Казань, 1998. – 455с.
3. Вилюнас С. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:МГУ, 2000. – 367с.
4. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Божович Л. И., Благонадежина В. В.. М.: Педагогика, 2002. – 422с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
6. Кикнадзе Д.А. Потребность. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1998. – 489с.
7. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1992. – 564с.
8. Кон И.С. «Психология старшеклассника». – М., 1993. - 207с.
9. Крайг Г. «Психология развития». — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
10. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н., «Возрастная психология», М.-2001.
11. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1991. – 428с.
12. Мухина, В.C. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
13. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 301с.
14. Обухова, Л.Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
15. Обуховский К. Психология влечений. М.: 1991. – 268с.
16. Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. Институтов. Ред. В.В. Богословский и др. —3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. – 366с.
17. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
18. Першина, Л.А., « Возрастная психология», М., 2004.
19. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1993.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 2003. – 672с.
21. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.
22. Русалов, В.М. «Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности». // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л.В. - СПб: Издательство \"Питер\", 2000.
23. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800с.
24. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. – М., 2005. – с. 55-57.
25. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
26. Фельдштейн, Д.И. «Психология современного подростка». – М., 1987.
27. Фридман, Л.М., «Психология детей и подростков», М.-2003. – 671с.
28. Фролов, Ю.И. «Психология подростка»: хрестоматия.— М., 1997.
29. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
30. Эльконин, Д.Б. «Избранные психологические труды». – Педагогика, 1989.
1,200 руб.