Одна из ведущих ролей в совокупности витальных и социальных потребностей занимает потребность в установлении контакта (аффилиации), что приносит человеку удовлетворение, увлекает и обогащает его. Если же человек не в состоянии удовлетворить данную потребность, то, как следствие, у него возникает огромное количество проблем, в том числе это ведет к повышению уровня агрессивности, что в свою очередь может привести к деструкции личности, а также к огромному количеству других серьезных проблем. Учитывая пагубность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, неудивительно, что поиск объяснений того, почему люди его проявляют, всегда имел наибольшее значение в исследовании агрессии. Не создав одной всеобъемлющей теоретической модели, это стремление найти объяснения породило множество теоретических подходов, каждый их которых рассматривает различные механизмы, задействованные в проявлении агрессивного поведения.
Что касается подросткового возраста, то именно в этот период мотивация аффилиации оказывает существенное влияние на учебную деятельность, либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением. Необходимо отметить, что в этот период жизни взаимоотношение с близкими, незнакомыми людьми, а так же со сверстниками играет одну из ведущих ролей, так как происходит формирование личностной сферы человека. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Под мотивом аффилиации мы подразумеваем стремление заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам. Завязывание и поддержание отношений с другими людьми могут преследовать весьма различные цели, такие, как «произвести впечатление», «властвовать над другими», «получить» или оказывать помощь».
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………… 3
Общая характеристика работы…………………………………...……………...4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы мотивации аффилиации и агрессивности в психологии
1.1. Понятие «мотивации аффилиации» в психологии …………………….....7
1.2. Мотивация аффилиации как проблема исследований зарубежных ученых…………………………………………………………………………....14 1.3. Мотивация как психологическое явление………………………………...18
1.4. Анализ основных подходов к проблеме изучения агрессивности и агрессивного поведения……..………………………………….…23
1.5 Причины и специфика проявления агрессивного поведения……………………………..……………………….…28
1.6. Общая характеристика подросткового возраста…………………
1.7. Психологические особенности мотивации аффилиации и агрессивности в подростковом возрасте……................................................................................35
Выводы по главе 1………………………………………………………………40
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования взаимосвязи мотивации аффилиации и агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Исследование мотивации аффилиации……………………………………41
2.2. Исследование агрессивности…………………………………………...…48
2.3. Изучение взаимосвязи мотивации аффилиации и агрессивности у парней и девушек…………………………………………..……………….…51
2.4. Статистический анализ…………………………………………..…………56
Выводы по главе 2…………………………………………………...…………58
Заключение………………………………………………………………………60
Список используемой литературы……………………………………………..61
Приложения………………………………………………………………...……64
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ литературы по проблемам агрессивности и конфликта раскрыл сущность различных подходов в их изучении как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Это позволило рассмотреть проблему с различных сторон и судить о значимости их взаимосвязи, так как от выраженности агрессивности зависит благополучное развитие личности, а ее неадекватность всегда является причиной конфликтов, к тому же уровень выраженности форм агрессивности влияет на формирование стиля поведения человека.
2. У испытуемых присутствует повышенный уровень косвенной агрессии, высокий уровень вербальной агрессии и чувства вины. Также следует отметить достаточно высокие показатели по шкалам подозрительности и обиды. Слабее выражены показатели по физической агрессии и негативизму. Раздражение находится сравнительно ниже, чем остальные показатели.
3. Преобладающей стратегией поведения среди наших юношей и девушек является компромисс (60 %), также наиболее предпочитаемыми считаются стратегии приспособления (23,3 %) и избегания (20 %). Реже студенты ориентируются на соперничество (13,3 %). И совсем слабо ребята используют стратегию сотрудничества (6,7 %). Около 60 % подростков не обладают навыками и умениями в использовании оптимального поведения в конфликтных ситуациях.
4. Существует статистически значимая взаимосвязь между вербальной агрессией и стратегией компромисса (так как коэффициент ранговой корреляции Спирмена р = 0,044 с уровнем значимости р = 0, 027; 1%), между вербальной агрессией и стратегией избегания (так как р = 0,429; р = 0,018; 1%), между косвенной агрессией и стратегией сотрудничества (так как р = 0,404; р = 0,027; 1%), между косвенной агрессией и приспособленческой стратегией (так как р = 0,412; р = 0,012; 1%), между негативизмом и стратегией сотрудничества (так как р = 0,429; р = 0,018; 1%), между раздражением и стратегией компромисса (так как р = 0,432; р = 0,012; 1%), между подозрительностью и приспособленческой стратегией (так как р = 0,407; р = 0,026; 1%), между обидой и приспособленческой стратегией (так как р = 0,495; р = 0,005; 1%) и между чувством вины и стратегией приспособления (так как р = 0,404; р = 0,027; 1%), а они как раз и являются значимыми при таких числовых значениях. Таким образом, в целом подтвердилась первоначально выдвинутая гипотеза о взаимозависимости стратегий поведения и агрессивности студентов юношеского возраста
1,200 руб.
1 Агрессия у детей и подростков: Учебн. Пособие / Под ред.Н.М. Платоновой. – Спб.: Речь, 2000. – 336с.
2 Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. c англ. Ю.Брянцевой. – М.: Апрель Пресс, 1999. – 512с.
3 Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми: Пер. нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144с.
4 Васильева, О.С., Абидова, И.В. Возрастные особенности агрессивных школьников.// Школа здоровья. 1999. – №3 – С.89-100.
5 Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. – 2003. – №4. – С.95-98.
6 Дубинко, Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии.//Соц.- пед. работа. 1997. – №4. – С. 85-92.
7 Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Уч./О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский псих.-соц. институт: Флинта, 2003. – 336с.
8 Журавлев, Д. Подростковая агрессивность – психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 185-192.
9 Заиченко, Н.У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта // Научно-методический журнал. Мир психологии. – 1998. – №4. – С.262-274.
10 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов вуз / Елена Валерьевна Змановская – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006 – 288с.
11 Кирьянова, Е. Агрессия в современном общества.//Управление персоналом. 1999. – №2. – С. 52-58.
12 Ковалев, Б.П. и др. Психология школьных конфликтов: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева, Л.А. Семчук. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 171с.
13 Крейхи, Б. Социальная психология агрессии. СПб.:Питер,2003-336с.:ил-(Сер.”Концентрированная психология “).
14 Лоренц, К. Агрессия (Так называемое зло). Пер.с нем. Г.Ф. Швейника. – М.: Прогресс, 1994. – 271с.
15 Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся.//Вопросы психологии. 1994. – №3. – С. 61-68.
16 Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 65с. – (Библиотека практической психологии).
17 Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал.1996. – №5. – С. 3-18.
18 Семенюк, Л.М. Методы изучения агрессивных подростков. АПН СССР. 1991. – 23с.
19 Семенюк, М.С Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96с.
20 Сенько, Т.В. Основные направления изучения и возможности коррекции агрессивного поведения // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – №2. – С.3-11.
21 Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. – 480с.
22 Фурманов, И.А. Нравственная регуляция агрессивного поведения детей. // Психология. 1999. – №3. – С. 3-14.
23 Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. – 2002. - №5. – С. 28- 34.
24 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикета, 2005. – 336с. – (Психологические технологии).
25 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.- СПб.: Изд-во «Речь», 2004.- 440 с.
26 Вилюнас В. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2007.- 496 с.
27 Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь.-16-е изд. СПб.: Питер, 2004-955 с.
28 Изард, К. Психология эмоций/К. Изард: СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-464 с.
29 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: «Сфера», 2001.-464 с.
30 Кун, Д. Основы психологии: все тайны поведения человека/Д. Кун.- СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.- 864 с.
31 Майерс Д./Социальная психология./Перевод с англ.- СПб.: Питер, 1997- 688 с.
32 Козубовский , В.М. Общая психология: личность: учебное пособие/В.М. Козубовский.-Мн.: Амалфея,2006.-448 с
32 ерспективы социальной психологии/Пер. с англ. .- М. Изд-во ЭКСМО- Пресс 2001.- 688 с.
34 Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебн. Пособие.- СПб: Питер, 2006- 464 с.
35Словарь практического психолога, сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.-800 с.
36 Хекхаузен, Х. Мотивация аффилиации/Х. Хекхаузен.//Мотивация и деятельность/сост. и общ. редакция В.М. Астапова.- СПб.: Питер, 2001.- 260 с.
37 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 624 с.
38 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 456 с.
39 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник/О.Ю. Ермолаев.- 4-е изд., испр.- М.: Московский психосоциальный институт: Флинта, 2006.- 336 с.
40 Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочн. и дистанционной форм обучения.- 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.-376 с.
1,200 руб.