Готовая дипломная работа
на тему:«Социально-психологические особенности полеролевой идентификации в подростковом возрасте»
Цена: 2,500 руб.
Номер: V4154
Предмет: Психология
Год: 2006
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность темы исследования. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку гендерных ценностей. Диспуты, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.
Очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности собой представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть.
В настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (последние 15 лет) и в Украине.
В украинской средней школе нет единой и определенной концепции полового воспитания. В подходе к предмету обучения, его содержанию, культуре отношений мужчины и женщины нет согласованности. Открытой и острой остается проблема определения моральных стандартов, идеалов и ценностей в сфере сексуальных отношений. Эти темы последние 10 лет стоят на повестке дня, обсуждаются педагогической общественностью, но пока без особых результатов.
Коммуникационные процессы играют важную роль в формировании гендерных стереотипов как искусственным способом (через целенаправленную деятельность СМИ, пропаганды, на уровне сознания и бессознательных процессов), так и естественным путем (через аккумулированный индивидуальный и групповой опыт, отражающий определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания, выраженные в виде обыденных представлений и в виде научного знания). Те социокультурные данности, которые окружают ребенка с самого рождения, воспринимаются им как единственно правильные, ибо подтверждаются в ежедневной практике.
Был опубликован ряд обзорных и эмпирических работ, посвященных половой социализации и психологическим различиям мужчин и женщин: Агеев В.С., Алешина Ю.Е., Бендас Т.В., Каган В.Е. Репина Т.А., вышли переводные и отечественные монографии: Берн Ш., Ильин Е.П., Кон И.С. Мухина В.С.
Объект исследования – становление полоролевой идентичности подростков.
Предмет исследования - особенности социально-психологической полоролевой идентификации подростков.
Цель исследования – выяснение (по трем параметрам: уровень маскулинности – феминности, уровень андрогенности и уровень самоидентификации с мужчиной или женщиной) своеобразия, переживания подростками полоролевой идентичности.
Общая выборка составила 60 человек: 32 девочек и 28 мальчиков в возрасте 14-16 лет (8-е и 10-е классы), учащихся средней общеобразовательной школы №26 г. Луганска.
Гипотеза: представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связаны с традиционными эталонами мужественности и женственности.
Теоретико-методологической базой исследования выступили теория социальных ролей А. Игли и новая психология пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем.
Методы исследования:
1) наблюдение,
2) полоролевой опросник С. Бем;
3) проективная методика: «20 предложений Я»;
4) стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI) 5-я шкала - шкала "мужественности-женственности".
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологическое содержание процесса полоролевой идентичности подростков.
2. Выяснить, в чем заключается особенность влияния социально-психологических факторов на формирование подростками полоролевой идентичности.
3. Выяснить, в чем состоит отличие переживаний половой идентичности у девочек, и, отдельно – у мальчиков.
4. Разработать и апробировать диагностические методики в связи с целью настоящего исследования, направленные на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для оптимизации процесса социализации школьников с ярко выраженными и преобладающими феминными либо маскулинными чертами личности.
Теоретическое значение данной работы заключается в выявлении социально-психологических особенностей своеобразия переживания подростками полоролевой идентичности.
Практическое значение состоит в применении результатов данного исследования для применения разработанных психолого-педагогических рекомендаций для оптимизации процесса социализации школьников, и облегчении межличностных контактов.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1. Анализ теорий отечественной и зарубежной литературы изучения полоролевой идентификации подростков
Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека. Вопрос соотношения и изменения традиционных ролей и психологических особенностей мужчин и женщин, ранее рассматривавшийся лишь в контекст полового просвещения и семейных отношений, все чаще поднимается в отечественной психологии.
B. С. Агеев пишет, что типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п. [1]
В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и феминности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями. Так, Т. А. Репина провела анализ теорий полоролевой социализации в западной психологии. [14]
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.
Теория социального научения и ее разновидность — теория моделирования (А.Бандура, Р.Уолтерс, X. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над
Похожие работы:
Социально-психологические и личностные особенности подростков, переживающих одиночество ➨
Введение Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее ...
Основные особенности экономического моделирования, его уров-ни и особенности ➨
Для изучения различных экономических явлений экономисты используют их упро-щенные формальные описания, называемые ...
Отличия отношения к себе (Я-концепции) между мальчиками и девочками в подростковом возрасте ➨
Введение
Понятие «Я» и образ Я – фундаментальные для психологии личности в любом ее содержательном варианте. ...
Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии. ➨
Введение.
Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов на-шего общества является одним из важнейших ...