Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, цинизм, жестокость, агрессивность, но и чувство одиночества подростков. Наиболее остро чувство одиночества проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей, впрочем, как и у окружающих их взрослых, наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, половое созревание и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро, как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять.
Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок. Процесс развития личности подростка обусловлен перемещением центра духовной и физической жизни ребенка из дома во внешний мир, переход в среду сверстников и взрослых.
Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет – так называемое нарушение социальной адаптации, которая в свою очередь детерминирует постоянное чувство одиночества у подростков. Вот почему задача взрослого, помочь ребенку обрести себя в этом огромном мире, помочь ему преодолеть тоску и одиночество, способствовать его социальной адаптации в обществе.
В психологии существует множество подходов к изучению проблемы одиночества. Экзистенциалистская позиция (Д. Рисмен, П. Слейтер) рассматривает одиночество как универсальную характеристику человеческого состояния. Р. Вейс выделил два типа одиночества и его прогнозы относительно распространенности этого состояния использовались в исследовании К.Рубинстайна и П.Шейвера, а также К.Кутроны. С позиций теории К. Роджерса было написано несколько диссертаций, содержащих доказательства того, что несоответствие между реальным и идеальным «Я» индивида связано с одиночеством. Определенный опыт был накоплен и психодинамической теорией. Так, например, Д. Мур проверял предполагаемую связь между враждебностью и одиночеством. Но несмотря на длительную историю развития психодинамического направления в изучении одиночества, оно непосредственно не дало систематических исследований. Хотя опыт, верифицирующий интеракционистские, психодинамические и феноменологические взгляды, невелик, его результаты в целом соответствуют высказанным в рамках этих концепций теоретическим предположениям.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе существует реальная необходимость определения реальных социально-психологических причин одиночества подростков, изучение личностных особенностей, усиливающих это чувство, раскрытия условий, механизмов, средств психокоррекционной подросткам, испытывающим одиночество. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Социально-психологические и личностные особенности подростков, переживающих одиночество».
Объект исследования – подростки, испытывающие чувство одиночества
Предмет исследования – особенности самоактуализации подростков, испытывающих одиночество.
Цель исследования – исследовать структурные компоненты личности подростков, испытывающих чувство одиночества с выделением характерных психологических особенностей.
Достижению поставленной цели будет способствовать ряд задач:
1. Изучить феномен одиночества и специфику его проявления у подростков в психолого-педагогической литературе.
2.Определить социально-психологические и личностные особенности подростков, переживающих одиночество.
3. Проанализировать социально-психологические и личностные особенности подростков, переживающих одиночество.
4.Разработать коррекционно-развивающую программу по преодолению чувства одиночества у подростков.
Гипотеза исследования:
- предполагается, что подростки, испытывающие чувство одиночества, имеют неблагоприятный эмоциональный фон, который приводит к появлению специфических черт личности.
- совокупность личностных и социально-психологических особенностей подростков, испытывающих чувство одиночества, обуславливает особенности их самоактуализации: подростки, испытывающие чувство одиночества, обладают низкой степенью самоактуализации, чем благополучные подростки.
Методологическая база нашего исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, эксперимент, статистические методы обработки данных. Методики исследования: «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, Методика диагностики одиночества Д. Расила и М. Фергюсона, Опросник социально-психологической адаптированности А.К. Осницкого, Самоактуализационный тест (САТ).
База исследования: МОУ СОШ № 13 г. Сочи.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, в исследовании предложена система рекомендаций по коррекции эмоционального состояния подростков, испытывающих чувство одиночества, результаты нашего исследования можно использовать в практической работе школьного психолога.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы подростков, переживающих одиночество
1.1.Изучение феномена одиночества в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2.Сущность и специфика проявления одиночества у подростков………….16
1.3.Социально-психологические и личностные особенности подростков, переживающих одиночество……………………………………………………27
Выводы по главе…………………………………………………………………36
Глава 2. Экспериментальное изучение социально-психологических и личностных особенностей подростков, переживающих одиночество
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..38
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………42
2.3.Коррекционно-развивающая программа по преодолению чувства одиночества у подростков………………………………………………………49
Выводы по главе…………………………………………………………………57
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложение……………………………………………………………………... 64
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социально-психологических понятий. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
- Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми.
- Обобщив научные подходы к феномену одиночества, можно сделать вывод, что одиночество - социально психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие состояния.
-Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует.
- Подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него. Единственный путь для достижения уже этой новой цели - путь к другому человеку, к пониманию и поддержке.
- Среди социально-психологических особенностей подростка, переживающего чувство одиночества, можно выделить такую особенность личности, как адекватное принятие на себя той или иной социальной роли, то есть показатель адаптированности личности.
- При социальной дезадаптации у подростков наблюдаются трудности в установлении межличностных контактов со взрослыми и сверстниками, проблемы коммуникативного взаимодействия и эмоционально-личностных привязанностей.
- Помимо социально-психологических особенностей подростков, в психологии выделяют специфические личностные особенности подростков, испытывающих одиночество. По мнению И.С. Кона, одинокие подростки чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
- Изучение индивидуально-личностных особенностей подростков, переживающих одиночество, проводилось в МОУ СОШ № 13 г. Сочи в течение двух месяцев (с февраль по май, 2007 г.). Общее количество респондентов в этом случае составило 40 человек: ученики 10-х классов.
Исследование состояло из этапов:
На первом этапе исследования мы провели методики «Семантитческий дифференциал» Ч. Осгуда, методику «Диагностика уровня субъективного одиночества» Д. Расила и М. Фергюсона, методику Осницкого А.К. на выявление социально-психологической адаптированности подростков. Анализ результатов показал, что структурными компонентами личности подростков, испытывающих одиночество является замкнутость, молчаливость, пассивность, нерешительность. У подростков, испытывающих чувство одиночества наблюдаются проблемы социально-психологической адаптации, в целом по группе выражена низка социально-психологическая адаптация, то есть подростки не чувствуют эмоционального комфорта при общении со сверстниками и взрослыми, уходят в себя от решения, не принимают свой образ «Я», испытывают трудности при установлении социальных контактов.
На втором этапе нами было проведено исследование самоактуализации у подростков, испытывающих чувство одиночества и подростков, с низким уровнем социальной изолированности, то есть благополучными с помощью теста «САТ». Для подтверждения нашей гипотезы о том, что подростки, испытывающие чувство одиночества, обладают низкой степенью самоактуализации, чем благополучные подростки, у которых предположительные показатели самоактуализации, проведем методику САТ. Анализ показал, что подростки, испытывающие чувство одиночества, обладают низкой степенью самоактуализации, чем благополучные подростки.
В заключение, хотелось бы отметить, что для коррекции эмоциональной сферы подростков, испытывающих одиночество, целесообразно проводить целенаправленную коррекционно-развивающую программу. Данная программа позволит снизить чувство социальной изолированности у подростков, поможет им более успешно адаптироваться к социуму.
3,000 руб.
Список литературы
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике. Киев, 1989.
2. Бергман И. Статьи. Рецензии, Сценарии. Интервью. М.: Искусство, 1969.
3. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1993.
6. Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989.
7. Коган М.С. Мир общения. М., 1988.
8. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
9. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве // Вопросы философии. 1971.№ 7.С. 121-138.
10. КиркегорС. Несчастнейший // Северные цветы, кн. 4. СПб., 1908.
Лабиринты одиночества. М., 1990.
11. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992. № 2-4.
12. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества // Наука и религия. М.,1987.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
13. Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986.
Современная американская социология. М., 1994.
14. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
15. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987.
16. Кон И.С. Какими они себя видят. М., 1975.
17. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.
20. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.
21. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 106-116.
22. Кузнецов А. «Я одинока сама с собой» // Воспитание школьников. 1997. №2. С. 28-32.
23. Культурология в вопросах и ответах. М., 2000.
24. Лабиринты одиночества. М., 1989.
25. Лебедев В.И. Общение с богом или … М., 1986.
26. Леви В.Л. Я и мы. М., 1973.
27. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.
28. Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 1983.
29. Майерс Дэвид. Социальная психология. М., 2000.
30. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае». // Воспитание школьников. 1994. №6. С. 41-44.
31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
32. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2001. Кн. 3: Психодиагностика.
33. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
34. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.
35. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка. // Воспитание школьников. 1991. №5. С. 8-12.
36. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.
37. Психология развивающейся личности. М., 1987.
38. Рутман Э. Никто меня не понимает. // Семья и школа. 1996. №9. С. 16-19.
39. Симеонова Л. Человек рядом. М., 1989.
40. Старшенбаум Г.В. Любовь против одиночества. М., 1991.
41. Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников. // Вопросы психологии. 1998. №4. С. 14-21.
42. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
43. Философская энциклопедия. М., 1970.
44. Хараш А. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества. // Урания. 1994. №4. С. 12-19.
45. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. М., 1990.
Человек один не может… (о проблеме одиночества: сборник). М., 1989.
46. Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991.
47. Шибутани Тамотсу. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
48. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 69-78.
49. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
50. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.
51. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 54-58.
3,000 руб.