Введение
Содержание
Заключение
Литература
С появлением и все более активным использованием международной компьютерной сети Интернет возник новый предмет гуманитарных и в частности психологических исследований - так называемая Интернет-среда. Под этим термином понимается особый элемент информационной среды, в рамках которого осуществляются специфические формы человеческого поведения. Такого рода \"средовое\" поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением итрансляцией знаний. В \"киберпространстве\" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность [3].
В посвященных Интернету трудах представителей гуманитарных наук мировая информационная сеть представляется в первую очередь как некая \"социальная виртуальная реальность\", основу которой созидает сообщество пользователей, активнодействующих в новой среде. Исследуются явления, связанные с общением и взаимодействием пользователей в сети; принципы самовыражения личности и изменения \"сетевой\" идентичности; закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей; вероятность возникновения \"наркотического\" типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции) и способы терапии \"аддиктов\"; стереотипы создания и восприятия социальных объектов в \"киберпространстве\"; стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами; перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т. д. и т. п.
Актуальность темы исследования связана с требованиями современного общества к развитию личности подрастающего поколения. Технические возможности мировой информационной сети задают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности, которые определяют некоторую специфичность деятельности и общения пользователей Интернета. Интернет как уникальная по заданным в ней условиям и возможностям среда позволяет исследовать психические явления, которые не были актуализированы или столь доступны эмпирическому изучению в иной среде деятельности и взаимодействия.
Таким образом, цель работы заключалась в теоретическом и практическом исследовании специфики интернет-общения в подростковом и юношеском возрасте.
Объект исследования – подростки и юноши в количестве 40 человек – учащиеся 9-11 –х классов в возрасте 15-18 лет, пользователи Интернета.
Предмет исследования – психологические особенности Интернет-общения подростков и юношей.
Гипотеза исследования: существуют как сходства, так и отличия в психологических особенностях участников Интернет-общения в подростковом и юношеском возрасте.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решать следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности Интернет общения в среде подростков и юношей.
2. Исследовать психологические особенности пользователей Интернета.
3. Провести практическое исследование специфики Интернет-общения в подростковом и юношеском возрасте.
Практическое значение работы определяется тем, что полученные данные можно использовать для составления программ по развитию коррекции личности подростков и юношей.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Проблема специфики Интернет-общения подростков и юношей в психологической литературы 5
1.1. Психологические особенности Интернет-общения в среде подростков и юношей 5
1.2. Психологические особенности пользователей Интернета 10
1.3. Характеристика личности подростка 14
1.4. Психологические особенности ранней юности 19
Глава 2. Практическое исследование 25
2.1. Организация и методики исследования 25
2.2. Особенности взаимосвязей свойств личности и показателей межличностных отношений у подростков и юношей 28
Заключение 37
Список литературы 40
Приложения 42
1,200 руб.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования показал, что:
• характерными особенностями коммуникации при помощи компьютерных сетей являются: возможность одновременного общения большого числа людей, живущих в разных культурах; невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; обеднение эмоционального компонента общения; анонимность и снижение психологического риска в процессе общения; важной особенностью Интернет общения является проблема идентичности в Интернете;
• средовое влияние Интернета включает в себя определенность психических особенностей виртуальными условиями, присвоение (персонализация) содержимого среды – важный фактор развития личности и самосознания; влияние Интернета на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой Интернет – аддикции существует возможность позитивного развития отдельных способностей, Я-концепции, мотивационной сферы и личности в целом;
• психосоциальная область развития подростка охватывает, с одной стороны, изменения Я-концепции, самооценки, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения. Одной из характеристик подросткового возраста является интенсивное развитие самосознания, самокритичности и самооценки, что приводит к формированию противоречий не только в окружающем мире, но и в собственном представлении о себе;
• психологическое содержание ранней юности связано решением задач профессионального определения и вступления во взрослую жизнь; важнейшим новообразованием интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического (абстрактного) мышления; юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей; центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
Корреляционный анализ показал, что для юношей характерны следующие взаимосвязи:
1) чем выше уровень подозрительности, тем более выраженными являются возбудимость и импульсивность; доверчивые, открытые юноши уравновешенны, хорошо адаптируются в разных социальных ситуациях;
2) адаптивные, лабильные юноши доверчивы, открыты в общении; упрямые, обидчивые юноши противятся изменениям, плохо переключаются на новую деятельность;
3) общительные, активные юноши независимы, самостоятельны в принятии решений; сдержанные, замкнутые юноши уступчивы, скромны;
4) уступчивые, зависимые юноши не склонны к агрессии, пассивны в общении и деятельности; чем выше уровень агрессивности, тем ниже уровень уступчивости и зависимости;
5) чем выше уровень агрессивности, тем выше уровень подозрительности и упрямства; неагрессивные испытуемые открыты и доброжелательны, эмоционально устойчивы;
6) спокойные, расслабленные юноши уверенны в себе, эмоционально устойчивы; депрессивные, тревожные юноши склонны к возбудимости, напряжённости в контактах;
7) общительные, смелые юноши, эмоционально устойчивы, умеют хорошо адаптироваться в новой среде; эмоционально неустойчивые юноши испытывают трудности в общении, плохо адаптированы в социуме;
8) неуверенные в себе, тревожные юноши застенчивы, испытывают трудности в общении; уверенные в себе юноши социально контакты, активны.
Корреляционный анализ показал, что для подростков характерны следующие взаимосвязи:
1) фрустрированность и напряжённость подростков сочетается с доминантностью, демонстративностью, сентиментальностью, ранимостью; спокойные и невозмутимые подростки реалистичны, практичны;
2) подростки, склонные к лидерству, доминированию, сдержанны, уверенны в себе, эмоционально устойчивы; зависимые, уступчивые подростки имеют изменчивое настроение, богатые эмоциональные реакции, неуверенны в себе, легко ранимы, тревожны;
3) доброжелательные, конформные подростки доверчивы, наивны; высокая подозрительность, негативизм, затрудняют процесс взаимодействия подростков с окружающими людьми.
1,200 руб.
1. Амяга Н.В.Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. – М: Мгу, 1991.
2. Божович Л.И. Формирование личности в онтогенезе. //Вопросы психологии №2. - М.: Просвещение, 1978.
3. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. - М.: Класс, 2000.
4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т.- М.: Педагогика. 1982.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива профессиональное самоопределение. - Киев,1988.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СП-.б.: Питер, 2000.
7. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический Журнал. – т.21. – 2000.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СП-б.: Питер, 2000.
9. Клименко С.А. Ребенок и компьютер – реальность моделируемого мира // Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, Выпуск 1. - М., 2002.
10. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993, №1.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Школа-Пресс, 1989.
12. Крайг Г. Психология развития. Пер. с англ - СПб.: Питер. 2002.
13. Особенности обучения и психического развития школьников 13 - 17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. - М.: Педагогика, 1988.
14. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-Сп-б.: Речь, 2002.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Питер, 2000. -Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Я. Ядова. - Л.: Знание, 1979.
16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
17. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Просвещение, 1989.
18. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.
19. Форман Н, Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1996. Том 17. №2.
20. Чудов Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета»// Психологический журнал, 2002,Т.23, №1.
21. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Том 20. №1.
22. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности // Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании», 19 ноября 2004г. // Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004.
23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971,№4.
1,200 руб.