Готовый реферат
на тему:«развитие толерантности в подростковом возрасте»
Цена: 750 руб.
Номер: V9065
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Эмпатия заключает в себе способность человека к сопереживанию, т.е. испытывать те же чувства, которые ощущает другой человек, это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку, что способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности.
Смысл эмпатического принятия другого – это попытка прочувствовать состояние собеседника через мысленное перевоплощение, вхождение в его роль, временное проживание его состояния, чувствительность к непрерывно происходящим в нем изменениям [2]. Отсюда напрашивается логический вывод, что развитие эмпатии является первым признаком толерантного человека.
Коммуникативная толерантность как черта человека комплексная: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления [13]. Люди, с высоким уровнем коммуникативной толерантности уравновешены и хорошо уживаются с различными людьми, создавая психологически здоровую и приятную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания. И для педагогической деятельности такая толерантность в общении способствует формированию отношений на основе взаимопринятия.
Коммуникативная толерантность хорошо видна в тех обстоятельствах, когда человек не замечает ярких различий между собой и партнером либо не испытывает острых эмоций по этому поводу. К ней относятся:
• принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей;
• отказ от превосходства собственного взгляда, поскольку мнение, отличное от моего, не всегда может быть ошибочным;
• личностный рост человека путем преодоления себя самого, самостоятельного и успешного разрешения и выхода из конфликта.
• ситуативное реагирование в эту же минуту, на этом же месте. Легко быть теоретически терпимым, гораздо труднее быть таким в ситуации незапланированного непосредственного общения;
• ответственность личности за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими;
• умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека.
Развитие толерантности начинается с установления контактов, поскольку в этом процессе происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вжиться в его мир.
Возникающие потребности в совместной деятельности рождают взаимодействия между людьми и включают обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями и толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.
Поскольку в общение включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом, приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Эта связь носит двоякий характер: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений и о другом человеке, но вместе с тем, чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе [1].
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовоспитания, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально - перцептивных процесса [11].
В основе восприятия других людей лежат определенные психологические механизмы, которые зависят от степени и длительности общения. Так, в процессе восприятия ранее незнакомого человека происходит отнесение его к определенной социальной группе и приписывание ему качеств, свойственных представителям данной группы в целом. Кроме этого, на данный процесс оказывают влияние факторы превосходства (при встрече с человеком, превосходящим нас, мы оцениваем его положительно и по многим другим параметрам, чем в случае, если бы он был нам равен); привлекательности (внешне привлекательные люди обычно воспринимаются более интересными, умными, успешными и т.д.); отношения к нам (люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо).
Знание того, как партнер по общению будет понимать другого, регулируется процессом рефлексии, а именно знание того, как другой понимает меня. В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и свое личное сознание [1].
В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном плане, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от других, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном понимании собственной уникальности и ценности. Тормозом в этом процессе является отграничение себя от восприятия оценок окружающих [2].
На развитие коммуникативных процессов влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития.
Расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями приводит к искажению в оценивании себя, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Деформация самооценки может происходить в сторону занижения или завышения, и в том и другом случае это негативно сказывается на установлении продуктивных контактов с окружающими.
Собственный образ характеризуется мерой устойчивости (инерционности), а, как известно, устойчивость — одно из наиболее охраняемых качеств человека, при угрозе нарушения которой автоматически включаются защитные механизмы. Благодаря осознанию своей индивидуальности человек стремится защитить ее от угрозы нивелирования. Поэтому из совокупности внешней информации человек выбирает только ту, которая согласуется с его картиной себя и мира, не разрушая и не внося существенного разлада в душевную жизнь. Информация, факты отбираются и упорядочиваются в соответствии с личными ценностями и установками человека. А поскольку факт — это лишь интерпретация событий, то мерой объективности восприятия служит система ценностей. Внутренняя цензура осуществляет фильтрацию поступающей информации под углом зрения ценностей, интересов, идеалов [2].
Таким образом, изначальное допущение возможностей разных ситуаций дает ту необходимую информацию, которая создает эмоционально безопасный фон для человека. Принятие новой информации может проходить без сильных внутренних противоречий для психики человека и без прибегания к защитам в том случае, если человек допускает свободу разнообразия и обладает широким аспектом допущения вариантов нового, то есть характеризуется наличием толерантных ценностей. Чем больше допущений человек имеет, тем психологически комфортнее он себя ощущает.
Существуют различные критерии толерантности [14]:
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой- либо другой группе);
• взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
• равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества, сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
• свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
• позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.
Похожие работы:
Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте ➨
Актуальность исследования С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится ...
Моральное развитие детей в младшем школьном возрасте ➨
Вопросы морального развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. ...
Дружба в раннем подростковом возрасте ➨
В современной России происходят социокультурные изменения, которые затронули и сферу дружеских практик молодежи. ...
Социально-психологические особенности полеролевой идентификации в подростковом возрасте ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от ...