Вопросы морального развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема морального воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты морального воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и моральное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет психолого-педагогические особенности морального воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Решение задач морального развития младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Это и обусловило актуальность моей курсовой работы.
Целью моей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических особенностей морального развития в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – моральное развитие учащихся начальных классов вследствие психолого-педагогического процесса воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
3. Раскрыть особенности морального развития в младшем школьном возрасте;
4. Выявить эффективные условия и особенности формирования морального сознания, мышления, чувств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности;
5. Изучить методы, формы и приемы морального развития младших школьников в учебной деятельности на примере школы №152 Советского района Самары;
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных рассказов, опрос, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
Практической базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение г. Самара – средняя образовательная школа №152 Советского района.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1,200 руб.
Введение 3
1. Сущность морали. Моральное развитие в младшем школьном возрасте. 4
1.1. Сущность и природа морали 4
1.2. Моральное развитие младших школьников. Взаимоотношения с учителем и его влияние на формирование моральных принципов младшего ученика. Психолого-педагогические методы морального развития школьников. 8
2. Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических особенностей морального развития младших школьников 19
2.1. Методы и организация экспериментальной работы 19
2.2. Результаты экспериментальной работы 24
Заключение 30
Список используемой литературы 33
1,200 руб.
Моральное развитие – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование морального сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение морально, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Моральное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею морально- чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению моральных правил и норм. Моральное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся моральные качества личности в процессе изучения любого предмета. Я выяснила, что психолого-педагогические методы морального развития выступают в сложном и противоречивом единстве.
В результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию морального развития младших школьников я пришла к выводу, что успешному формированию моральных качеств способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания морали, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов морального воспитания;
Моральное развитие младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, моральная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы психолого-педагогическое развитие моральной воспитательной система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и моральное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет моральное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – с. 68-71
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2007- №4.- с.78-80
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2006. – 534с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2007- 354с.
6. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – с. 67-68
7. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 2006 – с. 247
8. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2005.- 254с.
9. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2007- 361с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2006.
11. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. – 2006. – 13. № 1, с. 34-39.
12. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа, 2007 – 367с.
13. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006 – с. 245
14. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. – М.: 2005, т.11, с. 845.
15. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение, 2006.- 376с.
16. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10, с. 56-64.
17. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2007 - №3 – с. 9-12
18. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 2007, №7, с. 12-16.
19. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 2005, 266 с.
20. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007, 325 с.
21. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006, 156с.
22. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2006 - №6 – с. 3-6
23. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева –Санкт-Петербург, 2006г -265с.
24. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2008; - 436с.
25. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 2005.- Вып.6. – с. 56 – 70.
26. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 2006-126с.
27. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 2007- 461с.
28. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 2006.- 478с.
29. Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2006.-387с.
30. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 2006 – 384с.
31. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,2004.- 258с.
32. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2007.- 371с.
1,200 руб.