Актуальность исследования. Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой — постиндустриальной — стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития — информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения, происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Отличительной чертой информационного общества является стремительное возрастание значения информации для экономического и социального прогресса. Причем речь идет не об информации вообще, а прежде всего о знании, т.е. информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, социальных отношениях и т.д. В этой связи можно говорить об интеллектуализации экономики, экономике, базирующейся на знаниях, когда информация и услуги приобретают сравнительно более высокую рыночную стоимость, чем та, которую имеют товары, обладающие натурально-вещественной формой, и энергия.
Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Предприятия уделяют большое внимание уровню образования своих сотрудников, т.к. от этого напрямую зависит результат их деятельности и положение на рынке. Именно поэтому темой курсовой работы стало «статистическое изучение науки и образования».
Цель работы состоит в теоретическом и практическом исследовании статистического изучения науки и образования. Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
- изучить теоретические основы статистики образования и науки;
- выделить особенности изучения статистического исследования науки и образования;
- провести статистическое исследование количества высших учебных заведений в Москве.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Статистическое изучение науки и образования 5
1.1. Система показателей 5
1.1.1. Система показателей статистики образования 5
1.1.2. Система показателей науки 11
1.2. Статистические методы 16
1.3. Особенности изучения статистики образования и науки 20
Глава 2. Решение практических заданий 23
Задание 1 23
Динамика кадрового состава персонала (чел.), занятого научными исследованиями и разработками в Российской Федерации, характеризуются следующими данными:
Таблица 1
Показатель 2002 2003 2004 2005
Численность персонала всего 885167 889061 891445 897082
в том числе
исследователи 371754 381160 388979 389615
техники 283201 275590 274035 284986
вспомогательный персонал 177459 188927 184038 187982
прочий персонал 52753 43384 44393 34499
На основе приведенных статистических данных рассчитайте:
а) показатели структуры численности персонала, занятого исследованиями и разработками по категориям;
б) показатели рядов динамики численности персонала, занятого исследованиями и разработками как в целом таки по отдельным категориям
Постройте графики характеризующие структуру и динамику численности персонала.
Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Задание 2 31
Имеются следующие данные, характеризующие материально-техническую базу научных исследований и разработок, млн.руб.:
Таблица 6
Показатель 2002 2003 2004 2005
Основные средства 15289,7 19461,6 21177,9 22121,5
в том числе
здания и сооружения 9545,3 12328,4 13814,6 13936,8
машины и оборудование 5386,2 6642,7 6797,7 7664,8
транспортные средства 122,7 158,3 170,9 171,5
прочие основные средства 230,8 332,2 394,7 348,4
Оборотные средства 876,4 1200 1248,5 1317,7
Общая численность персонала 885167 889061 891445 897082
Численность исследователей 371754 381160 388979 389615
На основе приведенных статистических данных рассчитайте:
а) структуры основных средств, структуру материально-технической базы научных исследований и разработок в целом;
б) показатели фондовооруженности и техновооруженности труда.
Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Задание 3 35
Задание 3
Имеются следующие данные о внутренних затратах на научные исследования и разработки, млн.руб.
Таблица 10
Показатель 2002 2003 2004 2005
Внутренние затраты на научные исследования и разработки в фактически действовавших ценах 105268,9 109388,1 112485,6 117734,8
в том числе
текущие затраты 69335,1 70899,3 81366,4 94415,6
капитальные затраты 35933,8 38488,8 31119,2 23319,2
На основе приведенных статистических данных рассчитайте:
а) структуру по видам внутренних затрат;
б) показатели динамики внутренних затрат на научные исследования и разработки в фактически действующих ценах.
Постройте графики характеризующие структуру и динамику внутренних затрат на научные исследования и разработки.
Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
Задание 4 39
Задание 4
Имеются данные о числе учащихся (студентов) в учебных заведениях Российской Федерации за ряд лет (на начало года), тыс.чел:
Таблица 13
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005
В общеобразовательных учреждениях 20553 19458 18918 17798 16631 15631
В высших учебных заведениях 4742 5427 4742 5948 6456 6884
В средних учебных заведениях 2309 2410 2489 2502 2504 2473
в том числе колледжах 1070 1113 1168 1222 1240 1333
Рассчитайте показатели рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного % прироста, средний абсолютный прирост средний темп роста и прироста.
Оформите результаты расчета в виде таблицы. Проанализируйте полученные результаты и сделайте выводы.
Глава 3. Статистическое изучение уровня образования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
1,200 руб.
Таким образом, на основании изучения статистки в образовании и науки были сделаны следующие выводы:
1. Базовым показателем статистики образования является уровень образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования и определяется с помощью сплошной и выборочной переписи населения.
2. Статистическое исследование науки основано на исследовании научного потенциала, который рассматривается как совокупность ресурсов научной деятельности на определенном этапе развития общества и позволяет охарактеризовать возможность решения как текущих, так и перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования имеющихся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования.
3. Главной задачей статистики науки и образования является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов их деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.
4. При изучении статистики науки и образования необходимо расширить межстрановые статистические сопоставления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития, сформировать концепцию динамики процессов развития науки и образования применительно к определенной макроэкономической ситуации, оценить действенность тех или иных вариантов научно-технической политики.
5. Высшие учебные заведения состоят из государственных и негосударственных учреждений причем и доля почти одинакова и колеблется на протяжении последних лет незначительно.
6. Среднее число высших учебных заведений в Москве составляет 202,8шт. и ежегодно увеличивается по сравнению с базисным 2004/2005 учебным годом в среднем на 24,75млн.чел. или 10,5%, а по сравнению с предыдущим годом в среднем на 11,75шт. или 5%.
1,200 руб.
1. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистике в РФ" // Интернет-версия системы КонсультантПлюс.
2. Приказ от 21.11.2008 N 282 "Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений"
3. Письмо Рособразования от 28.11.2008 N 17-08/156 "О предоставлении федеральной статистической отчетности"
4. Письмо Рособразования от 28.11.2008 N 17-08/155 "О предоставлении федеральной статистической отчетности"
5. Письмо Рособразования от 18.07.2008 N 17-06/101 "О представлении статистического отчета о профильном обучении в общеобразовательных учреждениях"
6. Письмо Рособразования от 26.08.2008 N 17-02-09/183 "О представлении государственной статистической отчетности по общеобразовательным учреждениям"
7. Интернет-портал «Статистика образования» - http://stat.edu.ru
8. Гохберг Л.М. Практикум по социально-экономической статистике.- М.: КноРус., 2008.
9. Гохберг Л.М., Назаров М.Г., Ульянов И.С. Практикум по социально-экономической статистике: учебно-метод. пособие – М.: КноРус, 2009.
10. Елисеева И.И. Статистика: учебник – М.: Высшее образование, 2007 – 650с.
11. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А., Садовникова Н.А., Моисейкина Л.Г., Рыбакова Е.С. Теория статистики: Учебное пособие и практикум/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 296 с.
12. Пономаренко А.Н., Гохберг Л.М., Мхитарян В.С., Сиротин В.П. Статистика в Государственном Университете – Высшей школе экономики: развитие образовательного и научного направлений. // Вопросы статистики, 2008. № 10.
13. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 80 с.
1,200 руб.