Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики.
Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических .средних специальных и высших учебных заведений.
С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведении.
Таким образом, целью данной работы является более подробное рассмотрение темы статистика населения.
1,200 руб.
Введение 3
1. Социально-экономическое значение статистического изучения образования 5
2. Система показателей статистики образования 7
3. Показатели статистики высшего профессионального образования 14
4. Кризис высшего образования 16
5. Основные статистические показатели образования в Российской Федерации 20
Заключение 24
Список использованной литературы 28
1,200 руб.
Создание системы образовательной статистики, равно как и разработка модели мониторинга качества образования – задачи весьма актуальные. От их решения во многом зависит успех программы модернизации российской школы. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что это две разные задачи, имеющие каждая свою специфику.
Статистика образования у нас исторически была разорвана между ведомствами, курировавшими общеобразовательную и высшую школу. Система сбора, передачи и обработки информации морально и технически устарела.
Очень важно создать систему индикаторов, которая на сегодня в образовании просто отсутствует – в отличие от экономики и экологии.
Сейчас в рамках Управления развития образования Министерства образования РФ создан отдел статистики, который призван исправить положение дел. Недавно прошла совместная коллегия Министерства образования и Госкомстата. Уже за этот год большая часть статистики общего образования переведена на магнитные носители. Сейчас любая заинтересованная организация может обратиться в Министерство с запросом и получить необходимую ей статистическую информацию. Но это – лишь начало большой работы.
Проблемы, связанные с оценкой качества образования, с одной стороны, более запутанные, нежели статистические – начиная с того, что к определению самого понятия качества существует масса противоречащих друг другу подходов. С другой стороны, гораздо больше людей и организаций заняты их решением. У нас уже есть система лицензирования, аттестации и аккредитации; создается государственная аттестационная служба; проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена; наконец, к этому вот-вот добавится создаваемый по Проекту поддержки структурной перестройки образования Федеральный центр мониторинга и статистики. Таким образом, уже существуют несколько структур, деятельность которых во многом перекрывает друг друга.
Необходимо на федеральном уровне более четко координировать деятельность различных уже существующих и создаваемых структур, работающих в области мониторинга и статистики. Иначе есть опасность в ходе реализации различных проектов насоздавать множество маленьких региональных центров, которые будут работать на разной технологической платформе.
Поэтому попытка «поженить» статистику и качество образования в рамках одного проекта и одной структуры мне лично кажется преждевременной. На мой взгляд, скорее надо бы развести те проблемы, которые существуют в системе оценки качества образования и в области образовательной статистики. Скажем, в Шотландии статистикой занимается то же подразделение, которое финансирует школы. По-моему, в таком решении больше логики, нежели в соединении статистики и качества образования.
Между тем проблема системы оценки качества образования имеет не только чисто ведомственное, но и большое общественное значение. Информация такого рода нужна не только управленческим структурам, но и самим учебным заведениям, и потребителям образовательных услуг.
Кроме того, очень важно создать механизм внедрения результатов мониторинговых исследований – как внутрироссийских, так и международных – в практику работы образования. С самого начала участия России в международных исследованиях стало ясно, что наши дети плохо работают с графиками и таблицами, с практикоориентированными материалами, которые нужны в жизни. Разговоры про это длятся десять лет, но в итоге так ничего и не сделано! В такой ситуации самая совершенная система мониторинга оказывается бессмысленной.
В системе общего образования сохраняется тенденция сокращения общеобразовательных учреждений и численности обучающихся в них детей. На начало 2007/2008 учебного года в области действовали 328 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (в предыдущем году - 340) с численностью учащихся 63,0 тыс.человек (в предыдущем учебном году – 67,2 тыс.учащихся).
В общем числе государственных и муниципальных средних (полных) учреждений функционировали общеобразовательные учреждения, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по отдельным предметам. В их числе 10 гимназий (5,4 тыс.учащихся), 13 лицеев (9,9 тыс.учащихся) и 23 общеобразовательных учреждения с углубленным изучением различных предметов (1,7 тыс.учащихся).
Негосударственный сектор общего образования представлен двумя конфессиональными общеобразовательными учреждениями, в которых на начало 2007/2008 учебного года обучалось 57 учащихся (в предыдущем учебном году – 59).
В ряде общеобразовательных учреждений сохраняется сменность работы. В две смены проводились занятия в 32 общеобразовательных учреждениях (10%). Во вторую смену занимались 4,7 тыс.учащихся или 8 процентов из общего числа обучающихся. По сравнению с 2006/2007 учебным годом численность учащихся, занимающихся во вторую смену, сократилась на 1 тыс.человек или на 18 процентов.
Помимо дневных общеобразовательных учреждений действовали 11 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для рабочей молодежи, в которых обучались 2,1 тыс.человек, что на 17 процентов меньше, чем в предыдущем учебном году. Кроме того, в классах с очно-заочным обучением, учебно-консультативных пунктах, созданных при 39 дневных общеобразовательных учреждениях, проходили обучение 0,9 тыс. человек (в 2006/2007 учебном году – 0,5 тыс. человек).
На начало 2007/2008 учебного года численность студентов в государственных высших учебных заведениях составила 20,2 тыс.человек, негосударственных – 4,4 тысячи, средних специальных – 9,9 тыс. человек.
С полным возмещением затрат на обучение в государственных высших учебных заведениях обучались 9,7 тыс.студентов или 48 процентов общей численности студентов государственных ВУЗов, в средних специальных учебных заведениях - 3,4 тыс. студентов или 34 процента.
Прием в государственные высшие учебные заведения составил 5,3 тыс. студентов, негосударственные – 1,0 тыс.студентов, в средние специальные учебные заведения - 3,3 тыс.студентов и по сравнению с предыдущим учебным годом увеличился в государственные ВУЗы - на 15 процентов и сократился в негосударственные ВУЗы - на 17 процентов, в средние специальные учебные заведения - на 12 процентов.
В 2007 году государственными и негосударственными ВУЗами подготовлено 3,7 тысячи специалистов с высшим профессиональным образованием, средними специальными учебными заведениями - 2,9 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием.
1,200 руб.
1. Социальная статистика: Учебник / под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Федеральный закон «об образовании»
3. Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2006.
4. Журнал «Вопросы статистики»
5. Журнал «школьное обозрение»
6. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики, М., -Финансы и статистика, 2007 г.
7. http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России
9. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm
10. http://vo.hse.ru/rubrics.aspx?CatId=325&r_no=310
1,200 руб.